Блогеров взяли в реестр: 13 тысяч авторов контента подали свои данные в Роскомнадзор
Обязанность предоставлять Роскомнадзору информацию для идентификации владельцев «персональных страниц» с аудиторией более 10 тыс. подписчиков была введена поправками к законам «Об информации» и «О рекламе», которые были приняты Госдумой в июле 2024 года. Среди обязательных условий для блогеров — запрет на распространение запрещенного контента. В случае регулярных нарушений, орган, курирующий процесс, может удалить канал из реестра, как ранее пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по связи Антон Ткачев.
Роскомнадзор располагает ориентировочными сведениями о количестве блогеров, с аудиторией более 10 тыс., в отношении следующих соцсетей: «Одноклассники» (более 100 тыс. блогеров), «Вконтакте» (более 415 тыс), «Дзен» (более 11 тыс), Likee (более 100 тыс), Yappy (738), Rutube (703), LiveJournal (320), «Пикабу» (135). Статистику по Telegram-блогерам служба не распространяет.
Согласно принятым законам, соцсети будут обязаны верифицировать пользователей с аудиторией более 10 тыс. подписчиков и помечать их страницы. Роскомнадзор, в свою очередь, будет вести закрытый реестр таких аккаунтов. Если блогер не предоставит необходимые данные для верификации, российским компаниям будет запрещено размещать у него рекламу, а ему —собирать донаты. Кроме того, другим каналам запрещается репостить материалы со страниц, не прошедших верификацию. В случае если блогер с такой аудиторией не пройдет верификацию, социальная сеть может заблокировать его страницу по требованию Роскомнадзора. Других наказаний за невыполнение требований закона пока нет.
Поправки, требующие верификации блогеров с аудиторией более 10 тыс. подписчиков, вступили в силу с 1 ноября 2024 года, а с 1 января 2025 года начнут действовать правила, касающиеся запрета на репосты и донаты, а также ограничения на размещение рекламы на таких страницах.
В реестр Роскомнадзора сейчас входят 13 интернет-платформ признанных соцсетями: Twitch, LiveJournal, «Дзен», Yappy, YouTube, Telegram, Likee, Pinterest, RuTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», TikTok и «Пикабу». При этом в перечне отсутствуют такие соцсети, как Instagram*, Facebook* и X (экс-Twitter), на которые требования законодательства не распространяются.
Первоначальный проект порядка верификации, опубликованный Роскомнадзором 6 сентября 2024 года, вскоре был удалён с пояснением о «техническом сбое». Согласно этому проекту, блогеры с аудиторией более 10 тыс. подписчиков должны были предоставить властям такие данные, как ФИО, информацию о юридическом лице, номер телефона, адрес электронной почты и IP-адреса устройств, которые используются для администрирования аккаунта. Этот проект вызвал критику со стороны блогеров, особенно тех, кто активно освещает события в Украине, поскольку они опасались утечки своих персональных данных. Новая версия регламента верификации была опубликована вечером 1 ноября. В этом документе уточняется, что перечень данных, которые блогеры должны передавать властям, будет определяться правительственным постановлением РФ.
Обязательная регистрация касается только каналов и страниц на интернет-платформах, признанных в России соцсетями, пояснил советник юридической компании Birch Legal Владислав Елтовский. По словам эксперта, в принятых поправках действительно говорилось, что порядок подачи уведомлений и перечень передаваемых данных должен будет определить правительство РФ. Юрист подчеркнул, что несмотря на то, что формально порядок еще не был принят, на портале госуслуг уже требуют от блогеров указать название канала, ссылку на соцсеть, телефон и электронную почту, привязанные к каналу, а также номер телефона администратора канала. Кроме того, добавил Владислав Елтовский данные владельца аккаунта на портале «Госуслуги» также будут раскрыты.
Избыточность информации, собираемой Роскомнадзором, не понравилась даже военным блогерам. Как заявил автор Telegram-канала «Русский Тарантасъ» (152 тыс. подписчиков) и спецкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин, спешить с регистрацией он не будет. «Дорогие чиновники, я жив до сих пор, потому что сам забочусь о своей безопасности. Если вам что-то нужно от меня, вы открываете профиль канала — там всё написано, кто я, что я и контакты для связи. Зачем больше?» — возмутился Стешин в своем Telegram-канале.
Блогеры всё равно будут регистрироваться, а рекламодатели продолжат ориентироваться на рекомендации Роскомнадзора, считает СЕО группы агентств контентного маркетинга Jami Lup Юлия Долгова. По ее мнению рынок инфлюенс-маркетинга и его участники уже привыкли к тому, что «пристальное внимание к сегменту — это реальность, в которой нужно научиться жить».
Лучшее в блогах
Вам понравится
За всю жизнь пользователи успевают сильно наследить в социальных сетях и мессенджерах, оставив в многочисленных аккаунтах свои фото, переписки, видео и еще много чего. Чтобы материальные ценности попали в надежные руки после смерти, составляется завещание. Цифровые активы давно представляют ценность, для некоторых пользователей аккаунты — это доходный бизнес. В преддверии Хэллоуина, который в московских клубах начинают отмечать уже на этих выходных, делимся советами, как правильно передать свои аккаунты, логины и пароли, чтобы они не попали к злоумышленникам.
Рынок образовательных услуг наполнен проектами разной величины и стоимости, поэтому привлечь аудиторию даже на бесплатные интенсивы иногда бывает нелегко. Доверие аудитории подорвано большим количеством некачественных продуктов — низким уровнем экспертности авторов курсов, не оригинальной программой и неясным результатом.