Россияне проводят у экранов компьютеров больше времени, чем остальные народы — в среднем по 4 ч. 29 мин. в сутки (27% от времени бодрствования). В различные экраны россияне смотрят половину своего времени вне сна — в среднем 8 ч. 21 мин. Это седьмое место в мире, а лидеры — ЮАР, Бразилия и Филиппины. По использованию смартфонов россияне 16-е — 3 ч. 56 мин. в день и 23,8% от времени бодрствования. По просмотру ТВ главные — американцы, по соцсетям — южноафриканцы, по видеоиграм — саудиты. По этим показателям россияне не входят в мировой топ-20.
Еда не приходит одна: граждане стали больше есть и хуже одеваться
Спрос на основные непродовольственные товары, в первую очередь одежду и обувь, продолжил снижение, и августовские распродажи не смогли изменить тенденцию. Вместо этого россияне стали больше тратить на продукты питания. Сроки окончания такого покупательского пессимизма, вызванного экономическим кризисом, эксперты прогнозировать не берутся.
В августе россияне продолжали сокращать покупки одежды, обуви и бытовой техники, но заметно нарастили объемы покупок продовольствия, пишет «РБК» со ссылкой на данные ресурса «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Снижение спроса на одежду в стране наблюдается с весны, после начала военных действий в Украине, снижение покупок в единицах в апреле-мае составило 20-25% по сравнению с 2021 годом, летом — на 18-22%. Тогда на рынке осторожно говорили о восстановлении.
При этом на рынке электроники не наблюдалось даже замедления падения, как в случае с одеждой и обувью: в июне и июле продажи стабильно снижались на 15%.
Единственный сегмент рынка, где покупательские траты только выросли — продовольственные магазины. В первый месяц лета объем продаж продуктового ритейла в денежном выражении вырос на 6% по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а в натуральном выражении снизился на 6%. В июле объемы выросли еще на 8% в денежном и на 4% в натуральном выражении. Средний чек по России на покупку продуктов составил 712 рублей.
Эксперты указывают, что на рынок в некоторой степени повлиял и сезон отпусков, когда люди много путешествовали или отдыхали на даче, из-за чего спрос на непродовольственные товары естественным образом снизился. Но основной причиной, разумеется, называется масштабный экономический кризис в стране. Потребители перешли «в режим жесточайшей экономии», говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Потребители больше тратят на еду, посещают больше магазинов в поисках скидок и резко сократили траты на непродовольственные товары», — говорит он, отмечая также такие дополнительные факторы роста трат на еду как отказ многих от посещения общепита из-за высоких цен и «привычку заедать стресс».
По мнению основательницы компании Fashion Advisers Марии Герасименко, текущая статистика рынка также стала следствием массового ухода из страны привычных покупателям брендов, что снизило и трафик в ТЦ. В совокупности это также уронило спрос на одежду. «Неблагоприятный эмоциональный фон выступает в этих условиях катализатором», — подытоживает эксперт.
Банк России, ранее комментируя снижение ключевой ставки, назвал текущую потребительскую активность в России во всех сегментах рынка «сдержанной», отметив также увеличившуюся склонность россиян к сбережениям. «Последнее, в частности, объясняется не только общей экономической неопределенностью, но также и сократившимся предложением отдельных категорий товаров и услуг», — сказали в ЦБ.
Несмотря на явный покупательский пессимизм, за август, как писал ADPASS, в России было выдано 1,1 трлн рублей розничных кредитов, практически на февральском докризисном уровне, и многие вернулись к отложенным крупным покупкам. Из этого объема 539 млрд пришлось на кредиты наличными, которые снова набирают популярность: общая сумма потребкредитов в «живых» деньгах выросла на четверть по сравнению с июлем.
Лучшее в блогах
Вам понравится
72% менеджеров мировых маркетинговых компаний ожидают роста рекламных бюджетов. Почти две трети этих бюджетов будут направлены в цифровые каналы. Эти и другие выводы содержатся в 2024 Annual Marketing Report – шестом ежегодном докладе исследовательской компании Nielsen, посвященном приоритетам маркетологов и их планам по увеличению ROI (коэффициента возврата инвестиций, Return on Investment) на 2024 год и более дальнюю перспективу.
Специалисты из Стэнфорда выяснили, сколько денег OpenAI и Google потратили на тренировку своих флагманских моделей искусственного интеллекта, инвестиции в какое направление ИИ-технологий выросли за год в восемь раз, и кто лидирует в геополитической «гонке нейросетевых вооружений». В Институте человекоориентированного ИИ при Стэнфордском университете (Stanford Institute for Human-Centered Artificial Intelligence, HAI) при участии ведущих экспертов индустрии и ученых подготовили объемный отчет о тенденциях в сфере искусственного интеллекта. На 500 страницах охватили все — от исследований и разработки до финансовых затрат, проблем регулирования, экономических и геополитических аспектов. ADPASS ознакомился с одним из самых масштабных исследований прогресса в самой горячем (или перегретом?) секторе IT-индустрии.
Чат-бот ChatGPT, генератор изображений MidJourney и фото-видео-редактор с ИИ-функциями CapCut обходят российские нейросети «Шедеврум» и Kandinsky по упоминаемости в русскоязычных постах социальных сетей. Всего в рейтинг Brand Analytics из 22 генеративных моделей попали восемь российских разработок.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы