17.05.2024, 08:52

Сберфлюенс: «СберСеллер» купил компанию Perfluence за 4,8-8 млрд рублей

Как стало известно ADPASS, компания «СберСеллер» купила ведущую в России биржу блогеров Perfluence. Это крупнейшая с 2022 года сделка в цифровом сегменте российского рекламного рынка, говорят эксперты и оценивают компанию в 4,8-8 млрд рублей. Отечественный рынок потерял источники прямого трафика в лице западных блог-платформ и направление отечественной блогосферы имеет потенциал ускоренного роста, считают они.

«Проект нужен живой, оставят как есть»

О том, что «СберСеллер» и платформа для работы с блогерами Perfluence объявили о стратегическом сотрудничестве, вчера сообщило издание Adindex со ссылкой на представителя селлера. Однако ADPASS выяснил, что речь идет не о партнерстве, а о приобретении компании Perluence «СберСеллером». Эту информацию ADPASS подтвердили два источника, близких к сделке. Источник, информированный о сделке, сообщил, что она была закрыта «в прошлом месяце» и «СберСеллер» купил 100% долей в ООО «Перфлюенс».

Информацию о сделке косвенно подтверждает закрытие доступа к сведениям ЕГРЮЛ о совладельцах ООО «Перфлюенс». По состоянию на октябрь 2023 года они были открыты. Компания в равных долях принадлежала ее основателям Кириллу Пыжову, Андрею и Марии Скуровым (по 30%), а также Кириллу Куркину (10%). По данным ЕГРЮЛ, 12 марта 2024 года 0,04% долей компании были оформлены на дочернее ООО «Инфлюенс решения и технологии», но месяц спустя — 15 апреля — информация об основном владельце «Перфлюенс» была закрыта.

Доступ к сведениям о втором основном совладельце ограничен на основании третьего абзаца пункта 1 статьи 6 закона N129 «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно нему, правительство устанавливает случаи, критерии и порядок определения юридических лиц, имеющих право на ограничение доступа к сведениям о них. Такая возможность была введена для нивелирования последствий западных санкций для российских компаний.

Покупатель намерен сохранить команду и развивать проект с ее помощью, знает собеседник ADPASS, близкий к сделке. «Оставят все как есть, проект нужен живой, более того, их будут усиливать», — сказал собеседник ADPASS.

Представители «СберСеллера» и Perfluence, к которым обратился ADPASS, отказались от комментариев.

Что такое Perfluence

Perfluence — ведущая российская платформа, позволяющая брендам рекламироваться у инфлюенсеров. Работает с крупнейшими российскими и зарубежными площадками: Telegram, YouTube, VK, «Одноклассники», «Дзен», Х (экс-Twitter), Twitch, Pinterest, Likee, Tenchat, Rutube. По собственным данным компании, в ее базе насчитывается 512 тыс. блогеров.

ООО «Перфлюенс» зарегистрировано в 2017 году. По данным СПАРК, за последние пять лет выручка компании выросла почти в 30 раз: со 118 млн в 2019 году до 4,12 млрд рублей в 2023-м. В 2018 году «Перфлюенс» показало убыток в 18,5 млн рублей, а в 2023-м ее чистая прибыль достигла 607,4 млн рублей.

Что такое «СберСеллер»

«СберСеллер» создан в 2021 году на базе ООО «РА `Индекс 20`». Занимается реализацией рекламных форматов компаний и партнеров экосистемы «Сбера»: медиаресурсов холдинга Rambler&Co (Lenta.ru, Gazeta.ru», «Чемпионат», «Секрет фирмы», портал «Рамблер» и др.), медиасервисов компании «Афиша», онлайн-кинотеатра «Окко», стриминга «Звук», киностудии «Союзмультфильм», ИТ-компании SberDevices, АНО «Национальные приоритеты», компаний Hyper, Invideo, VideoContact, а также маркетплейсов «СберМаркет», «МегаМаркет» и «Еаптека». Совместно с другими компаниями «Сбера» разрабатывает рекламные продукты, создает и развивает маркетинговые и рекламные технологии на основе обезличенных и тагрегированных данных.

По данным «СПАРК», в 2021 году выручка «Индекс 20» составила 5,28 млрд рублей (+28%), а чистая прибыль — 306,6 млн рублей против 17,2 млн рублей годом ранее. В 2017-2019 годах компания была убыточной. Данные за 2022-2023 годы в системе отсутствуют. 

В пресс-релизе компаний (есть у ADPASS) «СберСеллер» назван партнером-стратегом Perfluence. Он даст платформе «возможность ускорить собственное развитие за счет доступа к передовым технологиям и новейшим инструментам «Сбера» и компаний-партнеров», включая разработки в области искусственного интеллекта и больших данных. При этом «СберСеллер» рассчитывает таким образом усилить позиции в направлении социальных медиа и «максимально увеличить количество точек контакта с аудиторией».

Гендиректор «СберСеллера» Наталья Дмитриева сказала, что ее компания постоянно ищет новые инструменты и сферы для развития и считает направление социальной коммерции «очень перспективным», приводятся в пресс-релизе ее слова. «Мы со «СберСеллером» сошлись по миссии и ценностям с первого взгляда», — заявила для пресс-релиза гендиректор Perfluence Евгения Казакова.

Сколько заплатили за Perfluence

Источники ADPASS, близкие к сделке, не раскрыли цену, которую «СберСеллер» заплатил за Perfluence. Эксперты оценили компанию в 4,8-8 млрд рублей.

В зависимости от качества выручки, устойчивости бизнес-модели, темпов роста и команды оценка в России сделки в сегменте рекламных технологий проводят по мультипликатору 1,5-2,5 к выручке, сказал инвестконсультант в области рекламных технологий Сергей Стихарев. При этом для платформы, которая объединяет рекламодателей и блогеров, важную роль играет количество и качество представленных на ней блогеров.

Perfluence могла стоить 6-8 млрд рублей с учетом хорошей маржинальности компании и роста по году превышающего 30%, считает Сергей Стихарев.

По его словам, в России для сделок такого рода сегодня характерны скидки в размере 40-50% к коэффициентам, которые применяются на рынках Европы и Америки. В США при покупке компаний из сектора рекламных технологий и маркетинга используют коэффициенты 3-5 к выручке, сказано в презентации за I квартал 2024 года (есть в распоряжении ADPASS), подготовленной американским инвестбанком Luma. Эта компания специализируется на подобных сделках.

Цена Perfluence могла составить 6 млрд рублей, полагает Дмитрий Лазарев, основатель российской рекламной группы OTM, которую летом 2022 года купила группа Veon, на тот момент владевшая телекоммуникационной компанией ПАО «Вымпелком». ОТМ принадлежит технологическая платформа для автоматизации и планирования закупок интернет-рекламы.

«Я не знаю деталей переговоров, но на основании моего опыта общения со стратегическими инвесторами при таких финансовых показателях Perfluence был бы топовым кандидатом на IPO (первичное размещение акций на бирже.— ADPASS) на российских площадках в сегменте рекламных технологий», — сказал предприниматель.

В 4,8-7,2 млрд рублей оценил Perfluence Дмитрий Туркевич, основатель programmatic-платформы MediaSniper, в 2022 году продавший ее компании Platforma – совместному предприятию ВТБ и «Ростелекома». «Я бы закладывал мультипликатор 8-12 к чистой прибыли компании, что при сохранении темпов роста даст трех-четырехлетнюю окупаемость проекта, — сказал он ADPASS. — Ребята достаточно уверенно росли с 2018 года и можно предположить, что в модели, которую считали покупатели, темпы роста не снижаются. Тем более, что локальный рынок потерял источники прямого трафика в лице западных платформ, соответственно, направление отечественной блогосферы имеет потенциал ускоренного роста».

Сделка по покупке Perfluence — крупнейшая на российском рынке рекламных интернет-технологий за последние годы. «Если не брать в расчет продажу «Яндекса», то сделка по Perfluence претендует на звание самой крупной в digital-сегменте рекламного рынка с 2022 года», — считает Дмитрий Туркевич. «Если исходить из существующих оценок бизнеса Perfluence, эта покупка тянет на рекорд», — согласен Дмитрий Лазарев.

В 2022 году ОТМ обошлась «Вымпелкому» суммарно в 2,2 млрд рублей. По экспертным оценкам, за «Медиаснайпер» ВТБ и «Ростелеком» заплатили до 1 млрд рублей, а платформу нативной рекламы Buzzoola сотовый оператор МТС купил не дороже, чем за 600 млн рублей. Весной 2023 года стало известно, что структуры «Ростелекома» ведут переговоры о покупке долей в programmatic-платформе для рекламы в мобильных приложениях Yabbi и платформе мобильной рекламы Redllama. Контрольный пакет в каждой из компаний оценивался в диапазоне 1-1,3 млрд рублей.

Сегмент рекламы у инфлюенсеров в прошлом году рос стремительно. По оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), он достиг 18 млрд рублей (+50%).

Авторы:
Тимур Бордюг
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
20.06.2024
Редакция ADPASS
03.06.2024
Как создаются шрифты:
Helsa Display от Paratype