Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала рейтинги креативности и эффективности рекламных агентств по результатам побед на фестивалях в 2023 году. Креатором-триумфатором стало агентство «Восход»: в предыдущие годы ему доставалась максимум одно первое место, но в этот раз агентство превзошло само себя и стало финалистом сразу в двух из пяти категорий. Также среди победителей — Emg, Shuka Design и молодой креатор Алина Ломаева. Лидерами по эффективности стали группа «Родная речь» и OMD Media Direction.
Рекламный рынок побил все объемы
Российский рекламный рынок установил рублевый рекорд: в 2021 году он достиг исторического максимума в 578,3 млрд рублей, объявила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Рост к 2020 году составил 22%, к 2019 году — 17%. В долларовом эквиваленте успехи рынка скромнее — $7,85 млрд, с приростом 3% к допандемийному 2019-му. Рынок маркетинговых услуг оценили в 109,1 млрд рублей, это на 10% ниже докризисных показателей.
Реклама в средствах ее продвижения в 2021 году восстановилась от пандемии, если считать в рублях, — при объеме рынка 578,3 млрд рублей его рост к докризисному 2019 году составил 17%. При этом рынок продемонстрировал самую высокую динамику с 2008 года, сказал Сергей Веселов, вице-президент АКАР, советник генерального директора аналитического центра «Новой сервисной компании» (технологический партнер крупнейшего в стране продавца телерекламы Национального рекламного альянса).
Но рубль в 2021 году продолжал падение, поэтому в долларовом эквиваленте рынок вырос всего на 3% к 2019-му, его объем составил $7,85 млрд (здесь и далее приведен пересчет по средневзвешенному годовому курсу). Это все еще далеко от рекорда 2013 года, когда рынок достиг $10,5 млрд.
Лучшую динамику показали реклама в интернете и на ТВ, а также цифровое направление наружной рекламы. Интернет был единственным рекламным сегментом, выросшим даже в пандемию, а в 2021 году объем рекламы в интернете по сравнению с 2020 годом увеличился на 24% до 313,8 млрд рублей. Быстрее всего развиваются сегменты поисковой рекламы и видео.
Сегмент наружной рекламы смог превысить допандемийные показатели на 4% только за счет бурного развития цифровых рекламоносителей. Их доля в общем объеме превысила 45%, в Москве и ряде региональных центров уже больше половины поступлений от наружной рекламы приходилось на цифровые рекламоносители, указал Веселов. Другие направления наружной рекламы не смогли достигнуть докризисных показателей продаж. Худшая ситуация у рекламы в кинотеатрах — ее объем составил 0,31 млрд рублей, что на 71% ниже 2019 года.
Реклама на радио и в прессе после кризиса не восстановилась — их показатели ниже 2019 года на 12% и 46% соответственно. Однако издательские дома диверсифицируют свои рекламные возможности и смогли компенсировать потери в принте доходами от быстрорастущей рекламы на цифровых носителях, отметил Веселов.
Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
ТВ
197,3
17%
13%
- в т.ч. основные каналы
188,1
17%
12%
- тематические каналы
9,2
22%
28%
Радио
14
25%
-12%
Пресса
8,2
2%
-46%
- в т.ч. газеты
3
4%
-48%
- журналы
5,2
1%
-44%
Out of Home
45
40%
3%
- в т.ч. наружная реклама
38,3
41%
10%
в. т.ч. классическая
23,6
28%
-3%
в. т.ч. классическая
23,6
28%
-3%
цифровая
14,7
69%
40%
цифровая
14,7
69%
40%
- транзитная реклама
4,1
21%
-25%
- indoor-реклама
2,3
64%
-18%
- реклама в кинотеатрах
0,31
15%
-71%
Интернет
313,8
24%
29%
- в т.ч. search
138
32%
33%
- видео (branding)
32,9
22%
55%
- прочее
142,9
18%
25%
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа
578,3
22%
17%
АКАР также представила распределение объемов рекламы по типам контента. Наибольший объем рекламной монетизации в 2021 году пришелся на интернет-сервисы (262,5 млрд рублей) и на видео (230,5 млрд рублей).
Объем рекламы по типам контента в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
Видеоконтент
230,5
17%
14%
- в т.ч. традиционное ТВ
197,3
17%
13%
- кинотеатры
0,31
15%
-71%
- онлайн-видео (branding)
32,9
22%
55%
Аудиоконтент
14,7
24%
-11%
- в т.ч. эфирное радио (FM/AM)
14
25%
-12%
- digital-audio
0,7
4%
7%
Издательский контент
25,9
8%
-15%
- в т.ч. принт
8,2
2%
-46%
- digital
17,7
11%
15%
Out of Home
45
40%
3%
Интернет-сервисы
262,5
25%
30%
ИТОГО
578,3
22%
17%
Рынки маркетинговых услуг и промоиндустрии
Рынок маркетинговых услуг восстанавливается после кризиса медленнее, чем рекламный. Его объем в 2021 году, по подсчетам АКАР, составил 109,1 млрд рублей. Это на 20% больше, чем в 2020-м, но на 10% ниже докризисных показателей.
Для сегмента промоиндустрии 2021 год стал продуктивным: его объем достиг 31,4 млрд рублей, показав рост в 27% к 2020 году и рост в 24% к 2019 году. По словам Сергея Веселова, этому способствовали увеличение производства одежды для промоакций, тренд на создание собственных коллекций мерча крупными российскими компаниями, а также проблемы с поставками из Китая из-за транспортного коллапса. Эта ситуация привела к значительному увеличению закупок у российских производителей.
Региональная реклама
Региональная реклама пока не справилась с последствиями пандемии. Ее объем в АКАР оценили в 40,4 млрд рублей, что на 6% выше 2020 года и на 14% ниже 2019-го. Высокую динамику в регионах показали радио и наружная реклама. Но в значительной степени это связано с большими потерями этих региональных сегментов в кризисном 2020 году — весь прошлый год шло их активное восстановление, отметил Сергей Веселов.
Объем региональной рекламы в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
ТВ
21,9
0%
-10%
Радио
7
24%
-17%
Пресса
1,3
-7%
-59%
Наружная реклама*
10,2
13%
-6%
ИТОГО по четырем сегментам
40,4
6%
-14%
Из городов-миллионников лучший рост к 2020 году показали рекламные рынки Екатеринбурга (+24%), Краснодара (+21%), Омска (+19%), Нижнего Новгорода (+18%) и Казани (+18%).
Лучшее в блогах
Вам понравится
В эти выходные Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и агентство Media Wise снова испытают программистов, участвующих во всероссийском цифровом хакатоне — в этот раз очередные соревновании для разработчиков пройдут в рамках конкурса «Цифровой прорыв» в Челябинске. Программистам предложат создать инструмент для конкурентного анализа рекламных креативов (ТВ, интернет, радио) с использованием технологий искусственного интеллекта. В середине апреля участники хакатона в Сочи по заданию АКАР и Media Wise работали над инструментом, который строит прогнозы по объемам продаж, исходя из рыночных факторов, включая статистику заболеваемости и активность конкурентов.
В 2023 году лидеры российского рекламного рынка не просто сохранили, а усилили свои позиции. Объем клиентских бюджетов, которые обслуживает компания (биллинг), у первой десятки медиаагентств вырос на 33%, до 279,9 млрд рублей, а доля топ-10 агентств — с 55,9% до 57,8%. Суммарный биллинг ста участников рейтинга стал больше на 28,6% и составил 483,86 млрд рублей. Такие выводы можно сделать из данных ежегодного рейтинга медиаагентств Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и портала Sostav.ru. Лидер рейтинга холдинг OMD OM Group сохранил первое место среди рекламных групп, но его биллинг сократился на 3,5%, до 112,75 млрд рублей. В показателях группы теперь не учитывается агентство SkyTEC Media, с 2023 года заявленное в рейтинге как часть самостоятельной рекламной группы SkyAlliance. Новый игрок с ходу занял пятое место среди групп с биллингом 32,67 млрд рублей. Рост в разы выше рыночного показали два альянса: групп АДВ и «Игроник» с биллингом 64,3 млрд рублей (+48,4%) и объединение Group4Media, MGCom и E-Promo Group с биллингом 31,24 млрд рублей (+119,7%).
В Москве наградили лауреатов престижного маркетингового конкурса «Национальная премия бизнес-коммуникаций. Эффективность», организованного Ассоциацией коммуникационных агентств России и Центром развития бизнес-коммуникаций. Победителями седьмого сезона стали девять топ-менеджеров и 44 проекта, среди которых сервис «Тинькофф Мобайл» «Защитим или вернем деньги», форум «МТС Платформа», проект ГК ФСК по продвижению КП «Сабурово Клаб» с ChatGPT, образовательно-информационная экосистема «Помощь редким» от «Фармимэкса», промоакция «Вкусвилла» «Найди свое Моёженое», видеопроект «Операция Cabaret» Vivienne Sabó.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы