16.03.2022, 12:15

Рекламный рынок побил все объемы

Российский рекламный рынок установил рублевый рекорд: в 2021 году он достиг исторического максимума в 578,3 млрд рублей, объявила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Рост к 2020 году составил 22%, к 2019 году — 17%. В долларовом эквиваленте успехи рынка скромнее — $7,85 млрд, с приростом 3% к допандемийному 2019-му. Рынок маркетинговых услуг оценили в 109,1 млрд рублей, это на 10% ниже докризисных показателей.

Реклама в средствах ее продвижения в 2021 году восстановилась от пандемии, если считать в рублях, — при объеме рынка 578,3 млрд рублей его рост к докризисному 2019 году составил 17%. При этом рынок продемонстрировал самую высокую динамику с 2008 года, сказал Сергей Веселов, вице-президент АКАР, советник генерального директора аналитического центра «Новой сервисной компании» (технологический партнер крупнейшего в стране продавца телерекламы Национального рекламного альянса).

Но рубль в 2021 году продолжал падение, поэтому в долларовом эквиваленте рынок вырос всего на 3% к 2019-му, его объем составил $7,85 млрд (здесь и далее приведен пересчет по средневзвешенному годовому курсу). Это все еще далеко от рекорда 2013 года, когда рынок достиг $10,5 млрд.

Лучшую динамику показали реклама в интернете и на ТВ, а также цифровое направление наружной рекламы. Интернет был единственным рекламным сегментом, выросшим даже в пандемию, а в 2021 году объем рекламы в интернете по сравнению с 2020 годом увеличился на 24% до 313,8 млрд рублей. Быстрее всего развиваются сегменты поисковой рекламы и видео.

Сегмент наружной рекламы смог превысить допандемийные показатели на 4% только за счет бурного развития цифровых рекламоносителей. Их доля в общем объеме превысила 45%, в Москве и ряде региональных центров уже больше половины поступлений от наружной рекламы приходилось на цифровые рекламоносители, указал Веселов. Другие направления наружной рекламы не смогли достигнуть докризисных показателей продаж. Худшая ситуация у рекламы в кинотеатрах — ее объем составил 0,31 млрд рублей, что на 71% ниже 2019 года.

Реклама на радио и в прессе после кризиса не восстановилась — их показатели ниже 2019 года на 12% и 46% соответственно. Однако издательские дома диверсифицируют свои рекламные возможности и смогли компенсировать потери в принте доходами от быстрорастущей рекламы на цифровых носителях, отметил Веселов.

Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году


Сегмент

2021 год,

млрд руб.

Динамика

к 2020 году

Динамика

к 2019 году

Сегмент

2021 г.,

млрд руб.

к 2020 году

к 2019 году


ТВ

197,3

17%

13%

  • в т.ч. основные каналы

188,1

17%

12%

  • тематические каналы

9,2

22%

28%


Радио

14

25%

-12%


Пресса

8,2

2%

-46%

  • в т.ч. газеты

3

4%

-48%

  • журналы

5,2

1%

-44%


Out of Home

45

40%

3%

  • в т.ч. наружная реклама

38,3

41%

10%

в. т.ч. классическая

23,6

28%

-3%

в. т.ч. классическая

23,6

28%

-3%

цифровая

14,7

69%

40%

цифровая

14,7

69%

40%

  • транзитная реклама

4,1

21%

-25%

  • indoor-реклама

2,3

64%

-18%

  • реклама в кинотеатрах

0,31

15%

-71%


Интернет

313,8

24%

29%

  • в т.ч. search

138

32%

33%

  • видео (branding)

32,9

22%

55%

  • прочее

142,9

18%

25%


ИТОГО по сегменту рекламы в медиа

578,3

22%

17%


АКАР также представила распределение объемов рекламы по типам контента. Наибольший объем рекламной монетизации в 2021 году пришелся на интернет-сервисы (262,5 млрд рублей) и на видео (230,5 млрд рублей).

Объем рекламы по типам контента в 2021 году


Сегмент

2021 год,

млрд руб.

Динамика

к 2020 году

Динамика

к 2019 году

Сегмент

2021 г.,

млрд руб.

к 2020 году

к 2019 году


Видеоконтент

230,5

17%

14%

  • в т.ч. традиционное ТВ

197,3

17%

13%

  • кинотеатры

0,31

15%

-71%

  • онлайн-видео (branding)

32,9

22%

55%


Аудиоконтент

14,7

24%

-11%

  • в т.ч. эфирное радио (FM/AM)

14

25%

-12%

  • digital-audio

0,7

4%

7%


Издательский контент

25,9

8%

-15%

  • в т.ч. принт

8,2

2%

-46%

  • digital

17,7

11%

15%


Out of Home

45

40%

3%


Интернет-сервисы

262,5

25%

30%


ИТОГО

578,3

22%

17%


Рынки маркетинговых услуг и промоиндустрии

Рынок маркетинговых услуг восстанавливается после кризиса медленнее, чем рекламный. Его объем в 2021 году, по подсчетам АКАР, составил 109,1 млрд рублей. Это на 20% больше, чем в 2020-м, но на 10% ниже докризисных показателей.

Для сегмента промоиндустрии 2021 год стал продуктивным: его объем достиг 31,4 млрд рублей, показав рост в 27% к 2020 году и рост в 24% к 2019 году. По словам Сергея Веселова, этому способствовали увеличение производства одежды для промоакций, тренд на создание собственных коллекций мерча крупными российскими компаниями, а также проблемы с поставками из Китая из-за транспортного коллапса. Эта ситуация привела к значительному увеличению закупок у российских производителей.

Региональная реклама

Региональная реклама пока не справилась с последствиями пандемии. Ее объем в АКАР оценили в 40,4 млрд рублей, что на 6% выше 2020 года и на 14% ниже 2019-го. Высокую динамику в регионах показали радио и наружная реклама. Но в значительной степени это связано с большими потерями этих региональных сегментов в кризисном 2020 году — весь прошлый год шло их активное восстановление, отметил Сергей Веселов.

Объем региональной рекламы в 2021 году


Сегмент

2021 год,

млрд руб.

Динамика

к 2020 году

Динамика

к 2019 году

Сегмент

2021 г.,

млрд руб.

к 2020 году

к 2019 году


ТВ

21,9

0%

-10%


Радио

7

24%

-17%


Пресса

1,3

-7%

-59%


Наружная реклама*

10,2

13%

-6%


ИТОГО по четырем сегментам

40,4

6%

-14%


Из городов-миллионников лучший рост к 2020 году показали рекламные рынки Екатеринбурга (+24%), Краснодара (+21%), Омска (+19%), Нижнего Новгорода (+18%) и Казани (+18%).

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
Позавчера
Рекламные креативы переводят в автоматический режим: АКАР и Media Wise испытают участников хакатона «Цифровой прорыв» в Челябинске

В эти выходные Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и агентство Media Wise снова испытают программистов, участвующих во всероссийском цифровом хакатоне — в этот раз очередные соревновании для разработчиков пройдут в рамках конкурса «Цифровой прорыв» в Челябинске. Программистам предложат создать инструмент для конкурентного анализа рекламных креативов (ТВ, интернет, радио) с использованием технологий искусственного интеллекта. В середине апреля участники хакатона в Сочи по заданию АКАР и Media Wise работали над инструментом, который строит прогнозы по объемам продаж, исходя из рыночных факторов, включая статистику заболеваемости и активность конкурентов.

Редакция ADPASS
15.05.2024
Национальный доходный альянс: в рейтинге медиаагентств от АКАР и Sostav объединения групп АДВ и «Игроник», Group4Media, MGCom и E-Promo Group выросли в разы быстрее рынка

В 2023 году лидеры российского рекламного рынка не просто сохранили, а усилили свои позиции. Объем клиентских бюджетов, которые обслуживает компания (биллинг), у первой десятки медиаагентств вырос на 33%, до 279,9 млрд рублей, а доля топ-10 агентств — с 55,9% до 57,8%. Суммарный биллинг ста участников рейтинга стал больше на 28,6% и составил 483,86 млрд рублей. Такие выводы можно сделать из данных ежегодного рейтинга медиаагентств Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и портала Sostav.ru. Лидер рейтинга холдинг OMD OM Group сохранил первое место среди рекламных групп, но его биллинг сократился на 3,5%, до 112,75 млрд рублей. В показателях группы теперь не учитывается агентство SkyTEC Media, с 2023 года заявленное в рейтинге как часть самостоятельной рекламной группы SkyAlliance. Новый игрок с ходу занял пятое место среди групп с биллингом 32,67 млрд рублей. Рост в разы выше рыночного показали два альянса: групп АДВ и «Игроник» с биллингом 64,3 млрд рублей (+48,4%) и объединение Group4Media, MGCom и E-Promo Group с биллингом 31,24 млрд рублей (+119,7%).

Редакция ADPASS
18.04.2024
Как сделать социально
важный и этичный проект?