07.11.2022, 22:47

Наружную рекламу лишают единства: законопроект о едином операторе может быть отклонен Госдумой

Вместо того, чтобы отправить в корзину поправки о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса в наружной рекламе, совет Госдумы снял с рассмотрения законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы и классифайдов депутата Артема Кирьянова. Отказ от скандальных поправок не означает, что тема контроля за медиапространством в «наружке» перестала быть востребованной. Нельзя исключать появления новых законодательных инициатив, усиливающих госрегулирование на этом рынке, считают эксперты.

Законопроект единоросса Артема Кирьянова неожиданно вынесли «на второе чтение, чтобы отклонить», рассказал один из источников «Ведомостей» в совете Думы. По словам другого собеседника издания, инициативу отклонят на пленарном заседании 8 или 9 ноября.

Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов в телеграмм-канале сообщил со ссылкой на заявление председателя Госдумы (Вячеслав Володин), что «в ближайшем будущем» законопроект о едином операторе будет отклонен. По его словам, это стало возможным по солидарному решению всех фракций. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, депутат от партии «Новые люди», написал в своем телеграмм-канале, что совет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект «без обсуждения».

«Закон о так называемом «едином рекламном операторе» — все», — написал парламентарий, назвав это решение победой здравого смысла.

В крупнейшем российском классифайде Avito, выступавшем против законопроекта, тоже поприветствовали решение совета Госдумы как «единственно правильное». «Мы рады, что мнение нашей компании, коллег по индустрии, ряда депутатов и региональных властей были услышаны в Думе, — сказал ADPASS Виктор Топадзе, директор по  взаимодействию с органами власти и юридическим вопросам Avito.

Первоначально совет Думы планировал отклонить совсем другие поправки, посвященные наружной рекламе: законопроект №18549-7 о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса, внесенный правительством и принятый в 2017 году в первом чтении. Поскольку пандемия коронавируса ослабила позиции операторов наружной рекламы, а сам рынок «претерпел существенные изменения», в частности от введения санкций против России, поправки о поддержке малого и среднего бизнеса утратили свою актуальность, отметил в заключении на этот законопроект председатель комитета по экономполитике Максим Топилин, следует из материалов, размещенных на думском сайте. В материалах к заседанию совета Думы сказано, что комитет планировал вынести поправки на заседание 8 ноября для отклонения.

Однако после заседания, состоявшегося во второй половине дня, совет Думы неожиданно рекомендовал к отклонению именно кирьяновский законопроект. Перед началом заседания его участникам была представлена справка по законопроекту (есть в распоряжении ADPASS), подготовленная членом генсовета «Деловой России» Ильей Котовым. В ней говорилось, что пандемия и санкции против России, наоборот, «значительно повышают актуальность законопроекта №18549-7, так как поправки были разработаны „именно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства“. Котов предложил совету Думы не согласиться с предложением отклонить документ и вернуть его для доработки и подготовки ко второму чтению, а также привлечь к рассмотрению поправок комитеты по малому и среднему предпринимательству и по защите конкуренции.

Решение об отклонении кирьяновского законопроекта находится в проработке, и документ может быть рассмотрен на пленарном заседании Думы в ближайшее время, сообщил ADPASS источник в комитете по экономполитике. При этом совет Думы отказался отклонять законопроект о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса, распорядившись вернуть этот документ для подготовки ко второму чтению, знает другой собеседник ADPASS, близкий к комитету по экономполитике.

Неожиданной рокировкой назвал произошедшее Дмитрий Крючков, член экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Если Госдума действительно снимет с рассмотрения законопроект о едином операторе и вернется к работе над поправками о поддержке малого и среднего бизнеса, то на московском рынке «наружки» в ближайшие годы могут появиться новые игроки, считает он.

Крючков напоминает, что сроки действия десятилетних контрактов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций начинают истекать в 2023 году. По его мнению, новые торги в Москве могут начаться в 2024 году с учетом того, что этим летом Госдума приняла закон о продлении действующих контрактов еще на год — в качестве антикризисных мер поддержки. При этом эксперт считает, что в сегодняшней ситуации тема контроля за медиапространством в наружной рекламе по-прежнему востребована на государственном уровне, и нельзя исключать появления новых законодательных инициатив, направленных на регулирование этого рынка.

Законопроект о квоте для МСБ в наружной рекламе

В ноябре 2016 года правительство РФ внесло в Госдуму поправки в закон «О рекламе», предполагающие меры поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) на рынке наружной рекламы. Законопроект устанавливал минимальную долю рекламных конструкций каждого вида, владельцы которых должны относиться к МСБ, — не менее 20% от каждого из них. Необходимость квоты авторы объясняли тем, что малые и средние компании участвуют в аукционах за места в «наружке» наравне с крупным бизнесом, но не могут выиграть без мер господдержки. Открытые аукционы ведут «к исчезновению субъектов малого и среднего предпринимательства из сферы распространения наружной рекламы», говорилось в пояснительной записке. Для организаторов торгов, нарушающих эти требования, предлагалось ввести административную ответственность.

Авторы законопроекта детально прописали порядок проведения торгов в наружной рекламе, чтобы сделать их более прозрачными. Документ также предусматривал единый порядок принятия схемы размещения рекламных конструкций, законодательное регулирование иностранного участия в отрасли и комплекс мер по развитию конкуренции в наружной рекламе.

В феврале 2017 года поправки приняли в первом чтении. За проголосовали 410 депутатов при одном воздержавшемся. После этого законопроект надолго лег под сукно, хотя в комитет Госдумы по экономической политике, ответственный за законопроект, были внесены 106 поправок, которые до сих пор не рассмотрены, следует из информации на сайте Думы. В декабре 2021 года члены Совета федерации просили правительство продолжить работу по установлению квоты в размере 20% для субъектов МСП. 24 октября 2022 года комитет Госдумы по экономической политике предложил отклонить законопроект.

Законопроект о едином операторе цифровой рекламы и классифайдов

Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) 8 июля внес в Госдуму заместитель председателя комитета по экономической политике, депутат-единоросс Артем Кирьянов. Это произошло на следующий день после того, как нижняя палата парламента провела последнее заседание весенней сессии.

Автор законопроекта предложил установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц: создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. В обязанности единого оператора включили создание ресурса, через который должна была размещаться вся цифровая наружная реклама и электронные объявления физических лиц. Также он должен был проверять рекламный контент на соответствие законодательству, определять цены на размещение и защищать персональные данные пользователей. Одновременно в качестве участника рынка наружной рекламы единый оператор получал право без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение аналогичного срока.

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что особый режим необходим для того, чтобы нивелировать последствия санкций в отношении России и защитить национальные интересы. Речь шла о рисках распространения недостоверной информации и информации и возможной утрате государством оперативного контроля за ее размещением, что угрожает национальной безопасности.

Несмотря на жесткую критику оппозиционных фракций и даже некоторых депутатов «Единой России», 15 июля законопроект был принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании, для участия в котором депутатам пришлось прервать отпуска. За проголосовали 266 депутатов, против — 65, воздержались — 4.

Срок представления поправок ко второму чтению переносился несколько раз. Против законопроекта в нынешнем виде выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), многие региональные власти, профессиональные объединения операторов наружной рекламы и российское ИТ-сообщество, включая крупнейшие технологические компании «Яндекс», Rambler, Avito и Ozon.

Рынок цифровой наружной рекламы

В последние годы цифровые рекламоносители остаются локомотивами роста отрасли. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила рынок цифровой наружной рекламы в 2021 году в 14,7 млрд рублей. Сегмент показал рост 69% год к году, став самым быстрорастущим в медиа. Всего рекламодатели потратили на размещение наружной рекламы 45 млрд рублей, подсчитали в АКАР.

По данным исследовательской компании Admetrix, в 2018 году на цифровую наружную рекламу приходилось 19% всех бюджетов, по итогам 2021 года — 41%. В конце 2021 года в России насчитывалось более 4,6 тыс. цифровых конструкций. Наиболее распространенными были цифровые щиты формата 3×6 метра (почти 3 тыс. штук). Лидеры рынка Russ Outdoor цифровые рекламоносители обеспечили почти 44% всего дохода, игроку номер два компании Gallery — 67%, сообщает РБК.

По прогнозу группы «Родная речь», в 2022 году рынок наружной рекламы может стать одним из наименее пострадавших в ходе кризиса. Он может сократиться всего на 5-15%, а в 2023 году увеличиться на 5-10%.


Материал обновлен 8 ноября в 17:15. Добавлен комментарий от Avito

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
24.10.2024
Роскомнадзор предлагает отказаться от избыточного сбора персональных данных

Очень часто в форме оплаты в интернете или в анкете банка можно найти графы, которые нужно заполнить, но которые абсолютно не относятся к предмету сделки или соглашения. Организации собирают персональные данные граждан «на всякий случай» и часто не могут обеспечить их сохранность. Роскомнадзор решил изменить практику излишнего сбора персональных данных и предложил создать стандарты их обработки, согласно которым организации смогут собирать только те данные, которые необходимы для решения конкретных задач. Мнения экспертов по поводу инициативы Роскомнадзора разделились. Юристам идея службы понравилась, так как концептуально совпадает с европейскими нормами. Бизнесмены же считают, что в случае принятия стандартов они затормозят рост компаний и развитие новых сервисов.

DRON.DIGITAL
22.10.2024
Редакция ADPASS
22.10.2024
Russ
15.10.2024