Законопроект единоросса Артема Кирьянова неожиданно вынесли «на второе чтение, чтобы отклонить», рассказал один из источников «Ведомостей» в совете Думы. По словам другого собеседника издания, инициативу отклонят на пленарном заседании 8 или 9 ноября.
Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов в телеграмм-канале сообщил со ссылкой на заявление председателя Госдумы (Вячеслав Володин), что «в ближайшем будущем» законопроект о едином операторе будет отклонен. По его словам, это стало возможным по солидарному решению всех фракций. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, депутат от партии «Новые люди», написал в своем телеграмм-канале, что совет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект «без обсуждения».
«Закон о так называемом «едином рекламном операторе» — все», — написал парламентарий, назвав это решение победой здравого смысла.
В крупнейшем российском классифайде Avito, выступавшем против законопроекта, тоже поприветствовали решение совета Госдумы как «единственно правильное». «Мы рады, что мнение нашей компании, коллег по индустрии, ряда депутатов и региональных властей были услышаны в Думе, — сказал ADPASS Виктор Топадзе, директор по взаимодействию с органами власти и юридическим вопросам Avito.
Первоначально совет Думы планировал отклонить совсем другие поправки, посвященные наружной рекламе: законопроект №18549-7 о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса, внесенный правительством и принятый в 2017 году в первом чтении. Поскольку пандемия коронавируса ослабила позиции операторов наружной рекламы, а сам рынок «претерпел существенные изменения», в частности от введения санкций против России, поправки о поддержке малого и среднего бизнеса утратили свою актуальность, отметил в заключении на этот законопроект председатель комитета по экономполитике Максим Топилин, следует из материалов, размещенных на думском сайте. В материалах к заседанию совета Думы сказано, что комитет планировал вынести поправки на заседание 8 ноября для отклонения.
Однако после заседания, состоявшегося во второй половине дня, совет Думы неожиданно рекомендовал к отклонению именно кирьяновский законопроект. Перед началом заседания его участникам была представлена справка по законопроекту (есть в распоряжении ADPASS), подготовленная членом генсовета «Деловой России» Ильей Котовым. В ней говорилось, что пандемия и санкции против России, наоборот, «значительно повышают актуальность законопроекта №18549-7, так как поправки были разработаны „именно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства“. Котов предложил совету Думы не согласиться с предложением отклонить документ и вернуть его для доработки и подготовки ко второму чтению, а также привлечь к рассмотрению поправок комитеты по малому и среднему предпринимательству и по защите конкуренции.
Решение об отклонении кирьяновского законопроекта находится в проработке, и документ может быть рассмотрен на пленарном заседании Думы в ближайшее время, сообщил ADPASS источник в комитете по экономполитике. При этом совет Думы отказался отклонять законопроект о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса, распорядившись вернуть этот документ для подготовки ко второму чтению, знает другой собеседник ADPASS, близкий к комитету по экономполитике.
Неожиданной рокировкой назвал произошедшее Дмитрий Крючков, член экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Если Госдума действительно снимет с рассмотрения законопроект о едином операторе и вернется к работе над поправками о поддержке малого и среднего бизнеса, то на московском рынке «наружки» в ближайшие годы могут появиться новые игроки, считает он.
Крючков напоминает, что сроки действия десятилетних контрактов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций начинают истекать в 2023 году. По его мнению, новые торги в Москве могут начаться в 2024 году с учетом того, что этим летом Госдума приняла закон о продлении действующих контрактов еще на год — в качестве антикризисных мер поддержки. При этом эксперт считает, что в сегодняшней ситуации тема контроля за медиапространством в наружной рекламе по-прежнему востребована на государственном уровне, и нельзя исключать появления новых законодательных инициатив, направленных на регулирование этого рынка.