Вопрос законности размещения рекламы в запрещенных соцсетях находится в «серой» зоне, утверждает руководитель Лаборатории рекламного права Ирина Шурмина. «В решении Тверского районного суда, которым деятельность Meta** была признана экстремистской, сказано, что нет ограничений на использование продуктов компании физическими и юридическими лицами, не принимающими участие в такой деятельности», – заявила она ADPASS. Юрист обращает внимание, что Meta не внесена и в перечень иностранных лиц, на ресурсах которых россиянам запрещено размещать рекламу, а использование VPN за исключением отдельных сервисов не находится под запретом.
Неразберихи добавляет тот факт, что ранее ФАС транслировала позицию, согласно которой реклама в соцсети Instagram не подпадает под действие закона «О рекламе», поскольку доступ к ней у российских пользователей ограничен.
Весомый аргумент в пользу запрета рекламы на ресурсах Meta и обязательной маркировки объявлений – позиция Роскомнадзора, с сентября этого года отвечающего за наложение штрафов за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы, указала Ирина Шурмина. По ее словам, ведомство исходит из того, что обязательна маркировка всей рекламы, направленной на российских потребителей независимо от доступности ресурса на территории РФ.
Такой подход подкреплен положениями постановления правительства России от 25 мая 2022 № 948, отметила Ирина Шурмина. Этот документ не делает исключений для «запрещенных ресурсов». Кроме того, закон «О рекламе» установил императивные требования о маркировке рекламы в интернете. Юрист, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при ФАС Дмитрий Крючков отмечает, что компании, которые все еще рекламируются на интернет-ресурсах компании Meta, нарушают статью 13 закона «О деятельности иностранных лиц в интернете на территории РФ» от 01.07.2021 N 236-ФЗ.
Инициатива, которую продвигает депутат Антон Горелкин, может быть призвана выявить рекламодателей, которые продолжают размещаться в Instagram, предполагает Дмитрий Крючков. Хотя Meta и ее соцсети были признаны экстремистскими организациями и запрещены в России больше года назад, до сих пор остаются те, кто используют их в своих рекламных коммуникациях, нарушая ст. 13 закона от 01.07.2021 N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ». «В такой ситуации контролирующие органы не могут запросить у рекламодателя, купившего рекламу в Instagram, документы, подтверждающих такое размещение. Видимо, теперь решили штрафовать просто по факту появления непромаркированной информации на запрещенных ресурсах», – полагает Дмитрий Крючков.