05.06.2024, 10:27

Илья Куценко, директор Media Direction Group: «Чтобы дефицит закончился, рекламы на ТВ должно быть не 9, а 90 минут в час»

Телевизионная реклама в России сейчас в дефиците и степень дефицита высокая. Как обойти законодательные ограничения и увеличить объем размещения в часе вещания в десять раз — с 9 до 90 минут. Телеэфир перестанет дорожать, когда спрос перестанет расти. Хотя стоимость на ТВ — очень прозрачная величина, единой цены для всех рекламодателей нет и не будет. Интегрировать ТВ с цифровой средой мешает терминология, которая сегодня используется при продаже рекламы. Директор по ТВ-закупкам холдинга Media Direction Group Илья Куценко рассказал ADPASS о ситуации в телерекламной отрасли, и о том, почему происходящее в российской рекламе ставит под вопрос устоявшиеся представления о том, как работает эта индустрия.

Фото: Виктор Чернышов

Когда размещение на ТВ перестанет дорожать

ADPASS: Что отличает продажи телерекламы в 2022-2023 годах от продаж в 2024-м?

Илья Куценко: Каждый год был особенным. В 2022 году закончилась долгая рекламно-маркетинговая стагнация в России и наступил переломный момент: западные бренды ушли, а все верхние строчки заняли российские рекламодатели, которые стали наращивать вложения в маркетинг. Когда в конце 2021 года все привычно сторговали телевизионные сделки с НРА («Национальный рекламный альянс», крупнейший продавец телерекламы. — ADPASS) на следующий год, никто и не предполагал, что начиная с весны и в течение всего 2022-го придется все заново переторговывать. По итогам 2022 года соотношение рекламного рынка к ВВП оказалось рекордно низким — упало до 0,36%. Ощущение, что дно пройдено, лично у меня появилось осенью 2022-го, когда начались торги на следующий год.

В 2023 году соотношение рекламного рынка к ВВП выросло до 0,45%. Торги на 2024 год были сильно размазаны по времени, но долгосрочные сделки все же были подписаны вовремя и сейчас все живут в привычном прогнозируемом формате.

ADPASS: Сколько по-вашему длилась рекламно-маркетинговая стагнация в России?

Илья Куценко: К нулевым на наш рынок уже вышла основная масса западных брендов, они активно занимали рыночные ниши и завоевывали долю, вливая деньги в маркетинг. Тогда соотношение рекламного рынка к ВВП достигало 0,65%, что примерно соответствовало хорошему среднемировому уровню. В 2009 году на фоне кризиса и в России, и в мире инвестиции в рекламу упали. Когда же кризис закончился, то оказалось, что все ниши заняты и бренды практически построены. Поэтому ведущие рекламодатели — в основном западные из категории FMCG — приняли стратегию на удержание позиций.

После 2009 года рекламный рынок прирастал максимум на 10-20% ежегодно, что было несколько выше потребительской инфляции, но фактически речь шла о вялотекущей стагнации — соотношение рекламы к ВВП не превышало 0,4-0,45%.

Верхний эшелон рекламодателей почти не менялся, а возможности новых брендов получить долю рынка были сильно ограничены. Коронавирусный 2020 год всех нас взбодрил, но импульс роста не придал. Все начало меняться в 2022 году. Если в 2024-м рекламный рынок, как прогнозируют, вырастет на 20%, а то и на 30%, то мы получим соотношение 0,5% к ВВП и со стагнацией можно будет попрощаться.

ADPASS: Реклама на ТВ в последние годы сильно дорожает. НРА два раза поднимал цены на 2024 год: на 26-27% в октябре (среднерыночная медиаинфялция в федеральном эфире) и в декабре еще на 40% для оставшегося нераспроданным инвентаря. Многие рекламодатели регулярно задаются вопросом об эффективности размещения на ТВ. Какова верхняя граница роста цен на ТВ, за которой покупка размещения станет неэффективной по сравнению с другими каналами коммуникаций?

Илья Куценко: Так формулировать вопрос не совсем корректно. Подобной цифры не существует. Во-первых, для рекламодателей с разными бюджетами цена будет разной. Во-вторых, стоимость размещения на ТВ сильно зависит от момента заключения сделки и от того в профиците или в дефиците находится рекламный инвентарь.

Если смотреть в целом по году, то цена на телевизионном рынке — очень прозрачная величина: есть предусмотренный законом объем инвентаря в минутах, который телеканалы могут предоставить, — девять минут в час, и есть объем спроса — количество денег, которые рекламодатели и бренды готовы инвестировать с учетом своих потребностей.

Но здесь нет единой цены для всех и нет единой ситуации для всех. У кого-то подорожание может быть существенно ниже роста цены, которую рекламодатель закладывает в продажу собственного товара. А кто-то, кто приходит в последний момент, наоборот, может столкнуться и с более серьезным подорожанием.

Фото: Виктор Чернышов

ADPASS: Другими словам, рынку нужно быть готовым к тому, что несколько волн повышения цен на рекламу в течение года — это норма?

Илья Куценко: Размещение на ТВ перестанет дорожать, когда спрос перестанет расти. Сейчас сложно стабильно прогнозировать спрос на длительную перспективу. Все помнят и угрожающие прогнозы о падении рынка до 70%, которые рекламные группы охотно давали на 2022 год, и то, что по факту это падение составило 2% по оценке АКАР.

Сегодня ситуация требует корректировки каждый месяц для всех сторон, участвующих в процессе: и для селлеров с телеканалами, и для рекламодателей, которым нужно в режиме реального времени понимать, что у них происходит с эффективностью рекламной кампании, и, конечно, для рекламных агентств, которые являются связующим звеном между первыми и вторыми.

Сколько тратят на телерекламу

По данным комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2023 году видеосегмент, включающий как телевизионную, так и видеорекламу в интернете, вырос на 20% до 231,5 млрд рублей (без НДС). Он занял второе место по объему после сегмента интернет-сервисов, у которых 386,6 млрд рублей (+37%). Весь рынок рекламы в медиа в АКАР оценили в 730,7 млрд рублей (+30%). В 2022 году ассоциация не публиковала данные по телерекламе. В 2021-м рекламодатели, по ее оценке, потратили на традиционное ТВ 197,3 млрд рублей (+17%), а суммарный объем рекламы достиг 578,3 (+22%).

ADPASS: До 2022 года доля ТВ в рекламном пироге ежегодно снижалась. На фоне рекордного роста цен на ТВ в 2022-2024 годах эта динамика изменилась?

Илья Куценко: Доля ТВ в рекламном пироге постоянно снижалась на фоне того, как считали этот рынок. Ее падение было связано с тем, что отрасль сегментировали в отрыве от реального потребительского опыта. Система деления каналов коммуникаций на несколько оффлайн-сегментов и большую цифру устарела давно и сильно (старая методология, от которой АКАР отказалась с 2024 года, выделяла в целом интернет-рекламу, а также ТВ, наружную рекламу, радио, прессу. Теперь оценивают аудио, видео, интернет-сервисы, наружную рекламу и издательский бизнес. — ADPASS).

Хотя суть основных каналов коммуникаций со временем почти не меняется, но развитие пользовательского опыта и маркетинговых бюджетов давно происходит прежде всего в цифровой среде. Говоря про день сегодняшний, можно сказать, что на данный момент телевидение, включая классическое вещательное, привлекает больше бюджетов, чем раньше, и обладает большей динамикой. В фазе активного построения брендов, и ТВ, и видео в целом остаются инструментами номер один.

«Инвентарь в целом в дефиците и степень дефицита высокая»

ADPASS: В 2022 году участники рекламного рынка рассчитывали на скорый выход в Россию турецких и китайских брендов. Видите ли вы на ТВ новых игроков из этих стран?

Илья Куценко: Заметнее всего это в автомобильной категории, которая сегодня представлена китайскими брендами. При этом действуют они сейчас аккуратно и краткосрочно. Думаю, чтобы этот сегмент стабилизировался с точки зрения объема инвестиций, должен пройти еще год, а может и два.

Но надо понимать, что все-таки не зарубежные бренды сейчас являются драйвером и бизнеса, и рекламного рынка. Потому что в фокусе нашего правительства — развитие локального бизнеса и производства. Именно в этом направлении сейчас движется рекламный рынок. Китайские и турецкие бренды не заменили объем западных FMCG. На их место встали российские бренды, крупнейшие рекламодатели во всех товарных категориях — российские.

ADPASS: Прошлой осенью НРА сообщил, что в 2023 году на ТВ появилось более 700 новых рекламодателей. Медиааудитор Tersus на данных Mediascope посчитал, что в январе-ноябре 2023-го рекламодателей в федеральном эфире стало меньше на 10,2% — 423 компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается, что приток рекламодателей обеспечил региональный эфир?

Илья Куценко: На мой взгляд, интереснее и корректнее смотреть не количество рекламодателей, а число брендов. Рекламодатели могут укрупняться, но выпускать на рынок много новых брендов. Если суммарно смотреть спонсорство и прямую рекламу на ТВ в федеральных и региональных рекламных блоках в 2023 году, то всего в эфире появилось больше 12 тыс. брендов, из них около 2,4 тыс. — в федеральных блоках, и примерно 11 тыс. — в локальных (часть брендов используют оба типа размещения. — ADPASS). При этом в денежном выражении основной спрос был сосредоточен на федеральном уровне, так что рекламный инвентарь перераспределяется больше в пользу федерального эфира.

Фото: Виктор Чернышов

ADPASS: Получается, что локальные бренды находятся в менее выигрышной ситуации, чем федеральные — им достается меньше инвентаря?

Илья Куценко: Крупные рекламодатели сейчас усиленно выходят в федеральный эфир, чтобы строить бренды. В этой ситуации селлер вместе с телеканалами решает, в какой пропорции распределить имеющиеся девять минут рекламы в часе вещания. Инвентарь сейчас в целом в дефиците и степень этого дефицита высокая.

Но хотя стопроцентной свободы, когда можешь купить все, что захочешь и в любых объемах, разумеется, нет, на большинстве каналов инвентаря достаточно, чтобы удовлетворить потребности любого медиаплана.

По рекламодателям Media Direction Group могу сказать, что мы находим возможность полностью реализовать то, что необходимо нашим клиентам. Например, в мае мы объемы выполнили, как и в предыдущие месяцы. Думаю, что в ближайшие годы ситуация должна выровняться, а динамика спроса в федеральном и региональном эфире станет более сбалансированной.

Рекламодателям хочу сказать, что федеральный эфир — не всегда панацея и размещение тысячи GRP (пункт рейтинга, условная единица при продаже телерекламы. — ADPASS) на всю Россию — не равно тысяче рейтингов в конкретном городе. Телесмотрение везде очень разное, плюс в каждом городе у бренда могут быть разные задачи. Думаю, что сейчас для федеральных брендов будет расти роль географического таргетинга и планирования на локальном уровне, чтобы точечно регулировать медийный вес в конкретном регионе.

ADPASS: Получается, что для малых и средних рекламодателей на ТВ ничего не изменилось: размещение телерекламы для них как было делом сложным и дорогим, так и осталось?

Илья Куценко: Смотря кого причислять к малым и средним. Сегодняшние крупные рекламодатели раньше были скорее средними и присутствовали в эфире, но с меньшими долями размещения и объемом инвестиций. Но в 2022 году они влили много денег в ТВ и спланировали инвестиции по долгосрочным контрактам. Для российских телеканалов это, безусловно, было благом, потому что позволило им получить предсказуемый уровень доходов и обновлять контент. Эти рекламодатели тогда заключали в основном двух-трехлетние контракты. В результате еще до того, как осенью прошлого года был опубликован прайс-лист на 2024 год, две трети инвентаря было уже распродано.

Сейчас есть дисбаланс: есть инвентарь, законтрактованный по долгосрочным договорам, и есть свободный остаток, который продается существенно выше по цене, что ограничивает доступ к возможностям ТВ для новых рекламодателей и новых брендов, в том числе небольших.

Они просто не могут на равных условиях с топовыми рекламодателями рассматривать для себя телевидение, что вступает в противоречие с установками правительства России. Думаю, что НРА и телеканалам в ближайшее время нужно будет найти какое-то решение, чтобы новые бренды, прежде всего созданные малыми и средними предприятиями, получили условия, которые позволят им попробовать для себя телевидение и его эффект.

Фото: Виктор Чернышов

ADPASS: В последние годы товары массового спроса, традиционно лидировавшие по затратам на рекламу, уступили первые строчки категориям ритейл-медиа, финансовому сектору, а также интернет-сервисам. Такая смена лидеров — это временное явление или новая нормальность?

Илья Куценко: Еще раз повторю: важнее смотреть на бренды, а не на рекламодателей. Драматического падения категории FMCG, о котором теперь принято говорить, на самом деле нет. Сейчас лидируют различные технологичные компании, в том числе онлайн-ритейл. При этом чаще всего их реклама идет с участием какого-то конкретного бренда — купите продукт по акции.

Получается, что по факту в рамках онлайн-ритейла продвигают те же FMCG-бренды, фарму и прочее.

Если сегментировать рынок по рекламодателям, то их относят к интернет-торговле или технологичным компаниям, а если смотреть в разрезе брендов, то мы увидим FMCG и остальных. Схожая ситуация со многими западными брендами, которые сохранили свой бизнес в России, но при этом штаб-квартира ограничила им возможности самостоятельного продвижения и заключения собственных сделок, в том числе телевизионных. В итоге они довольно широко представлены в качестве вендоров, продукцию которых продвигают их дистрибьюторы.

Терминология для продажи ТВ-рекламы — ограничение для интеграции с цифрой

ADPASS: Последние десять лет телесмотрение для аудиторий до 50 лет постепенно снижается. Как и за счет чего телеканалы и могут сохранить положение крупнейшего медиа по охвату аудитории в долгосрочной перспективе?

Илья Куценко: Снижение обусловлено комплексом причин, тут нужно смотреть широко и глубоко. Во-первых, как и ожидалось, мы погружаемся в демографическую яму, связанную с падением рождаемости в 1990-х, естественным образом людей старше 50 лет становится все больше. Второй момент — падение может быть связано с тем, что с каждым годом жизнь современного человека все разнообразнее в том, что касается источников получения информации. В этой связи у меня есть большие сомнения относительно того, что телесмотрение сейчас измеряется в полном объеме.

Позволяет ли действующая модель пиплметров (приборы, подключенные к телевизорам участников исследования Mediascope по измерению телесмотрения. — ADPASS) оценить все телесмотрение с учетом высокой степени диверсификации платформ и цифровизации — это вопрос.

Цифровое телевидение активно развивается и понятие «телевизионный контент» все расширяется и расширяется. Теперь его нельзя ограничивать только вещательным ТВ, в него нужно включать телевидение по запросу, smart TV, просмотры на интернет-площадках и еще много чего. Контактов с различными источниками информации, у людей гораздо больше, чем было 10 или 20 лет назад. Доля каждого из каналов может предсказуемо уменьшаться, а внимание к конкретным единицам контента — возрастать.

В этой связи очень правильная история, связанная с измерением аудитории внедомашнего телесмотрения, которую Mediascope запустил с начала 2024 года по Москве и с осени — по всей России. Измерения проводятся с помощью программы, установленной на смартфон, регистрирующей звуковую дорожку телепрограмм, которые смотрит человек (аудиомэтчинг). По имеющимся данным, основной прирост аудитории должен быть заметен летом, когда мобильность аудитории повышается и смотрят видеоконтент вне дома. В результате с учетом новых данных рост аудитории может составлять до 8%.

Фото: Виктор Чернышов

ADPASS: Телевидение долго считалось технологическим лидером в части измерения аудитории и медиапланирования: прорывная технология реализации рекламы по пунктам рейтинга (GRP) позволяла продавать не рекламное время, а аудиторию каналов. Сегодня ТВ утратило лидерские позиции в этом вопросе?

Илья Куценко: Если сравнивать измерения аудитории телеканалов с информацией по аудитории в цифровой среде, то ТВ лидирует с точки зрения доверия к данным: например, на ТВ полностью отсутствует фрод (fraud, мошеннический трафик. — ADPASS). С другой стороны, остается открытым вопрос отражает ли ограниченное количество людей в панели все тенденции телесмотрения, включая цифровой способ потребления контента.

Еще важно, что в рекламе мало кто из молодых специалистов до 30 лет сегодня сможет с первого раза объяснить, что такое GRP. Охват кампании в интернете составил 50 млн человек — это понятно. Или покупка 20 тысяч контактов с частотой десять показов на одного пользователя — тоже ясно.

А тысяча рейтингов — это много или мало, сколько людей сможет сходу ответить на этот вопрос?

Да, в свое время телевидение совершило прорыв на рынке, перейдя на продажу рекламы по пунктам рейтинга, что впервые позволило планировать, взвешивать и покупать аудиторию, а не минуты рекламы. Но сегодня в цифровой среде есть такие же и даже более детализированные возможности работы с аудиторией и таргетинга. Терминология, которая используется для продажи ТВ-рекламы сегодня, ставит телевидение отдельно от всех остальных медиа и является серьезным ограничением для того, чтобы интегрировать его с цифровой средой.

ADPASS: Пора отказаться от продажи рекламы на ТВ по пунктам рейтинга и перейти на продажу тысяч контактов, как это происходит в интернете?

Илья Куценко: Я говорю об изменении не технологии измерений, а исключительно о терминологии. Речь не о том, чтобы переходить на другую технологию оценки аудитории, а просто об унификации терминов в соответствии с тем, какого профиля специалисты сейчас занимаются планированием на стороне агентств и на стороне рекламодателя.

По сути, пункты рейтинга — это и есть контакты, но соотнесенные с тем, сколько всего людей смотрело программу в определенной целевой аудитории. GRP и контакты связаны между собой простой математической формулой. Сегодня любую телерекламную кампанию и можно оценить как в GRP, так и с точки зрения фактических контактов с аудиторией. Этот простой математический переход, внедрение на ТВ терминологии, которая привычна для интернет-рекламы, позволит гораздо проще и планировать эту деятельность.

«Думаю, что перестройка уже началась»

ADPASS: Когда неэфирное ТВ — кабельное, спутниковое, connected TV (трансляция контента на телевизор через интернет) — перестанет быть для рекламодателей маргинальным коммуникационным каналом?

Илья Куценко: В перспективе трех-пяти лет доля этого сегмента станет настолько большой и даже критичной — и по охвату аудитории, и по рекламным технологиям, — что встанет вопрос, какая модель первостепенная для коммуникации — классическая или неэфирная. Думаю, что перестройка уже началась.

Источники называют разные цифры, но в любом случае аудитория неэфирного ТВ — это минимум 25 млн человек, которые потребляют телеконтент через различные приставки, приложения и другие устройства. Ее ежегодный прирост достаточно большой — между 20% и 25%.

Неспроста же НРА в начале 2023 года запустил новое направление — продажи рекламы в формате адресного ТВ. Кстати, Media Direction Group была первой на рекламном рынке, кто тестировал такие форматы. С тех пор адресным ТВ занялись и другие игроки — тот же «Экран» и «Триколор» (селлер рекламных решений на инвентаре в классическом ТВ и smart TV и крупнейший оператор цифрового ТВ в России. — ADPASS). Цифровая среда позволяет видеть пользователя — что он покупает, как пользуются поиском, — и с помощью устройств, подключенных к интернету, идентифицировать зрителей не по полу и возрасту, но по интересам и потреблению.

ADPASS: Как развитие таких технологий скажется на дефиците телерекламы?

Илья Куценко: При переходе на цифру и таргетированные продажи рекламы на ТВ количество инвентаря вырастет кратно. Сегодня инвентарь ограничен девятью минутами в час, которые показывают всем зрителям. В результате рекламодатели из совершенно разных продуктовых категорий, которым нужны разные сегменты аудитории, бьются за то, чтобы быть в этих девяти минутах. Если же девять минут нарезать на десять аудиторных сегментов, то каждому можно будет показывать свои ролики и совокупная рекламная емкость увеличится до 90 минут.

Фото: Виктор Чернышов

ADPASS: Есть ли направления, в которых западные ТВ-рынки опережают российский?

Илья Куценко: Я не знаю области, в которой мы отстаем. Наоборот, если говорить о телерекламе и рекламной отрасли в целом, то у нас уникальная ситуация. Развитые рынки насыщены и стабильны, а в России прямо сейчас происходит принципиальная трансформация: какие-то бренды вообще ушли, кто-то убрал свою рекламу, но сохранил присутствие на полке, другие, наоборот, заходят на рынок, причем каждый делает это по-своему. Важно, что все эти изменения происходят в стране, где нет проблем промониторить рекламный эфир и замерить медийную активность во всех ключевых СМИ.

Прямо сейчас в России формируется огромная база данных по маркетингу, которая позволит сравнивать, анализировать и выводить новые закономерности и подтверждать старые. Эта информация способна перезагрузить сложившиеся представления о том, как работает реклама.

В этом смысле у нас есть все для того, чтобы быть мировым лидером с точки зрения понимания современных механизмов функционирования рекламных и маркетинговых технологий. Насколько бренд устойчив, как меняются его атрибуты, что эффективно в условиях происходящих изменений – если создать большую индустриальную базу, в которой такие данные есть, пусть и в обезличенном виде, то она будет очень востребована.

ADPASS: Намекаете, что Media Direction собирается создать структуру, которая займется таким проектом?

Илья Куценко: Это не намек, а прямое указание на то, что мы активно с этим работаем (улыбается). Не то, чтобы это принципиально новое направление, скорее, развитие текущих компетенций и обогащение планирования метриками. Еще в 2022 году, когда стало понятно, что международные сети и их системы во втором квартале, скорее всего, уйдут, мы создали прямо внутри ТВ-отдела R&D-команду со штатом программистов.

Команда сосредоточилась на развитии продуктов, в том числе на базе нашей телевизионной консоли — сервиса алгоритмических закупок (programmatic) рекламы на ТВ. Консоль позволяет в автоматическом или полуавтоматическом режиме бронировать телевизионный инвентарь, выложенный на ресурсах селлера. Доступ к базе данных по аудитории позволяет просчитать гораздо больше вариантов, чем человек, и выбрать наилучший.

ADPASS: Кого на телерекламном рынке стоит наградить грамотой за эффективную работу в кризисный период?

Илья Куценко: Глядя на то, с какой положительной динамикой рынка (+30% в 2023 году. — ADPASS) и с каким уровнем спроса рекламная отрасль преодолевает те потрясения, с которым столкнулись страна, я бы сказал, что молодцы все — телеканалы, селлеры и рекламодатели. Единственных, кого я бы не награждал, — это коллег из тех агентств, которые в 2022 году расшатывали рынок и публиковали абсолютно нереалистичные заявления относительно сокращения бюджетов и цен, создавая всем дополнительные сложности в работе. Мне больше нравится заниматься созиданием индустрии, в которой все мы работаем.

Кто такой Илья Куценко

Илья Куценко родился в Москве в 1977 году. В 2000 году окончил Московский институт стали и сплавов (МИСИС) по специальности инженер-металлург. В том же году вышел на работу в агентство HMS Komandarm (сегодня входит в «Оккам») на должность ассистента ТВ-отдела. В 2002 году перешел в APR Optimum Media старшим ТВ-пленером. В 2003-м начал работать руководителем направления закупок телевизионной рекламы в группе АДВ, впоследствии возглавлял дивизион «АДВ Бенчмарк».

В 2018 году возглавил новое подразделение холдинга OMD OM Group — Activation unit, разрабатывающее стратегические решения для группы компаний и рекламодателей на основании исследований возможностей рынка и аналитики собственных данных. Весной 2022 года встал во главе направления закупок телерекламы в Media Direction Group. Воспитывает двух детей.

Media Direction Group

Группа Media Direction Group создана в 2007 году. По итогам 2023 года заняла седьмое место в десятке крупнейших российских рекламных групп с биллингом 17,35 млрд рублей, по данным совместного рейтинга АКАР и Sostav.ru.

В группу входят компании OMD Media Direction (биллинг 8,26 млрд рублей, 17-е место среди медиаагентств), PHD (биллинг 4,55 млрд рублей, 26-е место), Media Wise (биллинг 2,37 млрд рублей, 36-е место) и Proximity Media (биллинг 2,16 млн рублей, 40-е место), а также агентства BrandScience, Media Direction Sport, Fuse Media Direction Group, Volt Media Direction Group, Media Direction Programmatic, Media Direction Digital и MDG Trade.

По данным СПАРК, собственником крупнейших агентств группы — АО «ОМД Медиа Дирекшн», АО «Пи Эйч Ди», ООО «Медиа Вайс» и АО «Проксимити» — является АО «ББДО». Портфель своих клиентов группа не раскрывает.

Авторы:
Интервью взял Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
3 часа назад
Редакция ADPASS
01.11.2024
Редакция ADPASS
29.10.2024
Сиро Роча, председатель жюри Red Apple в номинации Marketing: «Мир жаждет национальной специфики»

Успеха на фестивалях добивают бренды, которые показывают национальную самобытность и технологичность. Так считает председатель жюри блока «Маркетинг» международного фестиваля рекламы Red Apple, основатель и генеральный директор бразильской консалтинговой компании Enredo Brand Innovation Сиро Роча (Ciro Rocha). Он рассказал ADPASS о том, как завоевать сердца жюри, продать рискованный креатив консервативным клиентам, объяснил почему современный гуру маркетинга — это не один человек, и ответил на вопрос о том, способна ли российская реклама соперничать с отечественным балетом, хоккеем и литературой. Церемония награждения фестиваля Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума, который пройдет с 13 по 15 ноября в Москве.

ГПМ Реклама
17.10.2024