ИИ, кибербезопасность и немного брендинга: мировые компании ранжировали текущие и будущие риски для бизнеса
Искусственный интеллект взлетел с 47-го места на восьмую строчку в списке реальных угроз для бизнеса по результатам опроса почти 3 тыс. представителей мировых компаний от аналитиков из Aon. Это серый кардинал среди рисков, который влияет на все остальные угрозы для бизнеса. На первое место респонденты по-прежнему ставят кибербезопасность. А вот риски для брендов и репутации теряют позиции — если сейчас эта угроза восьмая в рейтинге, то к 2028 году выпадет из топ-10.
Искусственный интеллект станет одним из 10 самых крупных рисков для международного бизнеса к 2028 году, согласно глобальному опросу аналитиков из Aon.
Как проводился опрос
Aon проводит опрос о рисках для бизнеса раз в два года. С апреля по июнь 2025 года аналитики опросили около 3 тыс. руководителей и топ-менеджеров компаний из 63 стран — от малого бизнеса (менее 50 человек в штате), до крупного — более 50 тыс. человек. Респонденты оценивали возможные риски для бизнеса на текущий момент и через три года — к 2028-у.
Если два года назад искусственный интеллект был на 47-м месте в списке потенциальных рисков, то к 2028 году респонденты поставили его на восьмую строчку. Несмотря на то что ИИ только восьмой, он имеет влияние практически на все бизнес-риски из топ-10.
Кибербезопасность — угроза №1
На первом месте в этом году и в 2028-м респонденты поставили кибирбезопасность и угрозу потери данных. Этот риск на верхней строчке рейтинга уже третий раз подряд.
В 2024 году мировые потери компаний от утечки данных достигли рекордных $4,88 млн, заявляют в Aon.
Около 22% опрошенных компаний указали на потери финансовых средств по причине кибератак и утечки данных.
«Стремительное внедрение искусственного интеллекта, автоматизации и цифровых платформ разрушает бизнес-модели и увеличивает масштаб и сложность киберугроз, которые распространяются не только на ИТ-отделы, но и на все подразделения компаний», — заявляют авторы отчета.
Экономическая нестабильность, рост конкуренции и нарушение поставок становятся более значимыми рисками
На втором месте в списке угроз для бизнеса в 2028 году — замедление мировой экономики. В этом году экономическая стагнация на третьем месте.
Замедление экономического роста влияет на все, говорится в отчете, — от уровня потребительского спроса до стоимости привлечения капитала, создавая значительный риск для прибыльности компаний.
В условиях экономической напряженности, роста инфляции и геополитической нестабильности, Aon советует организациям укреплять ликвидность, повышать гибкость и переосмысливать стратегии привлечения капитала, чтобы оставаться устойчивыми.
«Ликвидность является важным активом во времена неопределенности, резервы наличности позволяют компаниям пережить падение выручки и использовать стратегическими возможностями», — утверждают в Aon.
Рост конкуренции в 2025 году респонденты поставили на пятое место, но в 2028 году этот риск войдет в тройку. На конкуренцию в бизнесе влияют многочисленные факторы — от технологий и талантов до геополитической напряженности. Чтобы оставаться на плаву, бизнесу необходимо развивать технологии и растить профессиональные кадры, считают в Aon.
Изменение цепочек поставок из-за политических решений мировых лидеров напрямую влияет на рост цен на сырьевые товары, уверены авторы отчета. Этот риск сейчас занимает шестое место, а в 2028 году поднимется на четвертую позицию. На цены влияют геополитическая напряженность, пошлины и изменения климата. Для борьбы с ростом цен и нарушением в поставках, Aon рекомендует диверсифицировать цепочки поставок и рассмотреть возможность использования альтернативного сырья для производства товаров.
Бренды вне угрозы
В отношении угрозы для брендов и репутации респонденты менее насторожены. Если сейчас этот риск стоит на восьмом месте в списке, то в 2028 году, по мнению опрошенных представителей бизнеса, опустится на 19-е место. Тем не менее авторы не сбрасывают этот риск со счетов и утверждают, что в условиях растущих поляризации общества и недоверия потребителей, репутационный ущерб может быть нанесен в одно мгновение.
«В мире цифровых технологий и социальных сетей негатив распространяется быстрее и шире, чем когда-либо, превращая инциденты в полномасштабные кризисы, которые подрывают доверие к компаниям и брендам, разрушают бизнес и снижают его стоимость», — заключают авторы отчета.