04.12.2023, 20:01

Instagram подключат к ЕРИРу: ФАС и Роскомнадзор договорились, уверяет депутат Антон Горелкин

Вопрос маркировки рекламы в запрещенной соцсети Instagram* окончательно решен — ее следует регистрировать в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), заявил зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Депутат уверяет, что такой вывод следует из ответа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на его запрос. По мнению юристов, вопрос законности рекламы в запрещенных соцсетях находится в «серой» зоне, а инициатива, которую продвигает Антон Горелкин, призвана выявить и начать штрафовать рекламодателей, до сих пор размещающихся в Instagram.

Окончательное решение Instagram-вопроса

Как сообщил в своем телеграм-канале зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин, ФАС «поставила точку в вопросе, нужно ли маркировать рекламу в запрещенном Instagram». По словам парламентария, ФАС в ответ на депутатский запрос прислала ему письмо с разъяснениями за подписью главы службы Максима Шаскольского. В этом документе сказано, что «хотя ведомство и контролирует соответствие интернет-рекламы требованиям закона `О рекламе`, контроль за соблюдением норм в части получения идентификатора интернет-рекламы и передачи сведений о рекламе в ЕРИР относится к компетенции Роскомнадзора». Между тем, именно Роскомнадзор предписывает маркировать размещения на всех цифровых площадках, включая заблокированные, подчеркнул Антон Горелкин.

Депутат написал, что «общая позиция (видимо, речь идет о Роскомнадзоре и ФАС – ADPASS) выработана». Парламентарий утверждает, что «размещение рекламы в запрещенной социальной сети Instagram необходимо регистрировать в ЕРИР, снабжать идентификатором и отчитываться за весь срок размещения». Депутат настаивает, что «блокировку площадки не нужно рассматривать как повод не выполнять предусмотренные законом обязанности по маркировке рекламы». Копии своего запроса и ответа ФАС Антон Горелкин публиковать не стал.

Депутата Антона Горелкина не первый день беспокоит отечественная реклама в соцсетях, запрещенных в России. В ноябре он опубликовал список компаний, рекламирующихся в Instagram. Среди них «Росбанк», «Альфа-банк», «Тинькофф Банк», банк «Открытие», «Деливери Клаб», Skillfactory, «Сбербанк», «Мегамаркет», «Уралсиб», «Ростелеком», «Дом.РФ». «Их рекламные баннеры и ролики я своими глазами видел в запрещенной сети Instagram и вражеском YouTube», – написал депутат. Больше всего парламентария беспокоят проходящие в Instagram рекламные кампании окологосударственных бизнесов.

Парламентарий даже собирался выступить с инициативой об обязательной маркировке рекламы в соцсетях. В СМИ появились сообщения, что Антон Горелкин выступит с соответствующей законодательной инициативой. Но вскоре депутат опроверг эту информацию. По его словам, «никаких законопроектов про Instagram вносить» он не планировал, так как «всё предельно ясно»: статус запрещенной соцсети накладывает соответствующие ограничения на рекламодателей.

Запрещенные соцсети остаются в «серой» зоне

Вопрос законности размещения рекламы в запрещенных соцсетях находится в «серой» зоне, утверждает руководитель Лаборатории рекламного права Ирина Шурмина. «В решении Тверского районного суда, которым деятельность Meta** была признана экстремистской, сказано, что нет ограничений на использование продуктов компании физическими и юридическими лицами, не принимающими участие в такой деятельности», – заявила она ADPASS. Юрист обращает внимание, что Meta не внесена и в перечень иностранных лиц, на ресурсах которых россиянам запрещено размещать рекламу, а использование VPN за исключением отдельных сервисов не находится под запретом.

Неразберихи добавляет тот факт, что ранее ФАС транслировала позицию, согласно которой реклама в соцсети Instagram не подпадает под действие закона «О рекламе», поскольку доступ к ней у российских пользователей ограничен.

Весомый аргумент в пользу запрета рекламы на ресурсах Meta и обязательной маркировки объявлений – позиция Роскомнадзора, с сентября этого года отвечающего за наложение штрафов за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы, указала Ирина Шурмина. По ее словам, ведомство исходит из того, что обязательна маркировка всей рекламы, направленной на российских потребителей независимо от доступности ресурса на территории РФ.

Такой подход подкреплен положениями постановления правительства России от 25 мая 2022 № 948, отметила Ирина Шурмина. Этот документ не делает исключений для «запрещенных ресурсов». Кроме того, закон «О рекламе» установил императивные требования о маркировке рекламы в интернете. Юрист, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при ФАС Дмитрий Крючков отмечает, что компании, которые все еще рекламируются на интернет-ресурсах компании Meta, нарушают статью 13 закона «О деятельности иностранных лиц в интернете на территории РФ» от 01.07.2021 N 236-ФЗ.

Инициатива, которую продвигает депутат Антон Горелкин, может быть призвана выявить рекламодателей, которые продолжают размещаться в Instagram, предполагает Дмитрий Крючков. Хотя Meta и ее соцсети были признаны экстремистскими организациями и запрещены в России больше года назад, до сих пор остаются те, кто используют их в своих рекламных коммуникациях, нарушая ст. 13 закона от 01.07.2021 N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ». «В такой ситуации контролирующие органы не могут запросить у рекламодателя, купившего рекламу в Instagram, документы, подтверждающих такое размещение. Видимо, теперь решили штрафовать просто по факту появления непромаркированной информации на запрещенных ресурсах», – полагает Дмитрий Крючков.

Штрафы за размещение рекламы на запрещенном ресурсе могут оказаться выше, чем по закону о маркировке интернет-рекламы. По словам Дмитрия Крючкова, штраф за размещение рекламы на запрещенных ресурсах составляет 0,5-3 млн рублей. В случае с отсутствием маркировки для рекламодателя штраф составит для одного юрлица 200-500 тыс. рублей (согласно пунктам 15-16 статьи 14.3 КоАп). Если рекламодатель докажет, что медиаагентство разместило такую рекламу без его согласия, то партнер может быть оштрафован на такую же сумму.

Первый штраф за отсутствие маркировки

В конце ноября стало известно, что Роскомнадзор выписал первый штраф за отсутствие маркировки интернет-рекламы. Внимание проверяющих привлекли посты в телеграм-канале «Лиса Рулит» автомобильного блогера Елены Лисовской. По словам представителя надзорного органа, «в трех случаях в телеграм-канале блогера `Лиса рулит` отсутствует идентификатор рекламы в рекламных сообщениях». Общая сумма штрафа составила 300 тыс. рублей.

Сколько Meta зарабатывала в России

О доходах Meta в России можно судить по косвенным данным. В конце декабря 2021 года Таганский районный суд назначил Facebook* оборотный штраф в размере 1/20 от выручки компании. Из решения суда следует, что совокупный годовой доход Meta Platforms (Facebook, Instagram) в России в 2020 году мог составить 39,8 млрд рублей. У Meta на рекламную выручку приходится более 98% доходов. Чтобы определить сумму штрафа, суд запросил у Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам №7 сведения об итоговой стоимости услуг всех входящих в Meta Platforms юрлиц (с учетом уплаченного налога), сообщил РБК. Из текста судебного постановления следует, что ФНС располагает информацией о доходах трех юрлиц. Названия двух не сообщаются, третье — зарегистрированная в Ирландии Facebook Payments International Ltd.

Что такое маркировка интернет-рекламы

Маркировка интернет-рекламы — система принудительного учета рекламы в сети, введенная поправками в закон «О рекламе» и заработавшая 1 сентября 2022 года. Все цифровые рекламные объявления учитываются в ЕРИРе, за который отвечает Роскомнадзор. В реестр поступает информация о креативах, показах, площадках, данные о контрагентах, заключивших договоры на размещение интернет-рекламы, и о платежах по этим договорам.

Участников рынка цифровой рекламы поделили на три категории: рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Рекламораспространители — это те, кто размещает рекламу в интересах рекламодателей (медиаагентства, площадки, СМИ), операторы рекламных систем — посредники между площадками и медиаагентствами.

На первом этапе агентство или площадка должны зарегистрировать креативы и договоры участников цепочки в ЕРИРе через операторов рекламных данных (ОРД) — организации, которых Роскомнадзор уполномочил аккумулировать подобную информацию. Передать данные в ЕРИР можно только через них. После регистрации рекламному сообщению присваивают уникальный идентификатор (ID, он же маркер или токен). Креатив в большинстве случаев нужно зарегистрировать до начала размещения.

На втором этапе в ЕРИР передают информацию о проведенной рекламной кампании. Необходимо предоставить информацию о сроке размещения рекламы, объеме показов и стоимости размещения. Данные можно подавать в течение месяца, который следует за календарным месяцем, когда размещалась реклама. Вся информация должна храниться в ОРД год, в Роскомнадзоре — пять лет.

* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

** признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Авторы:
Артемий Шохор
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
10.12.2025
Редакция ADPASS
26.11.2025
Редакция ADPASS
24.11.2025