Тест рекламы в «Яндекс Станции» оказался не слишком удачным, признал Дмитрий Масюк. Он пообещал, что компания больше не будет транслировать рекламу в своей умной колонке. Но не исключил, что в будущем в «Алисе» появятся нативные рекламные форматы. Подробностей компании пока не раскрывает, как и конкретных планов по рекламной монетизации сервиса.
Дмитрий Масюк сравнил то, что делает нейросеть YandexGPT, со стандартной журналистской практикой, когда одно издание ссылается на другое и делает выжимку из материалов первого. Он сказал, что искусственный интеллект «Яндекса» делает то же самое и в сгенерированных им «быстрых ответах» в поиске обязательно есть ссылка на первоисточник. При этом собеседник «Коммерсанта» сомневается, что людям всегда будет достаточно краткого пересказа и что из-за этого они не будут читать любимое издание, журналиста, блогера. Он считает, что в новых условия востребованность авторского контента, наоборот, повысится.
Руководитель признался, что в последнее время выросли объемы некачественного сгенерированного контента: люди стали делать простые сайты с однотипными бесполезными текстами, получали трафик и пытались наладить монетизацию, обвешивая такие тексты рекламой. В «Яндексе» отреагировали на эту тенденцию, дообучили алгоритмы и начали фильтровать такого рода контент. В результате за последние полгода трафик на подобные сайты сократился примерно в десять раз.
Дмитрий Масюк рассказал, что большие языковые модели, которые внедряет «Яндекс», дороже в разработке и эксплуатации, чем обычные технологии. Цена решения зависит от решаемой задачи и от модели. Например, стоимость ответов сгенерированных нейросетью YandexGPT в семь раз выше в пересчете на одного пользователя.
При этом он сказал, что компании удается существенно снизить стоимость обучения нейросетей, и у нее есть технологии, которые позволяют кратно сокращать потребление ресурсов. Некоторыми из них «Яндекс» планирует скоро поделиться с рынком.
Дмитрий Масюк уверен, что в России «Яндекс» победил Google в конкурентных условиях абсолютно на всех площадках. В качестве примера он привел ситуацию с продукцией Apple. Хотя человек может пользоваться любым поисковиком, больше половины iPhone в России — устройства с «Яндексом», который выбирают сами люди. По данным «Яндекса», в 2023 году на устройствах iPhone, где поиск Google используется по умолчанию, доля пользователей, предпочитающих «Яндекс», превысила 50%.
Журналист «Коммерсанта» возразил, что разговоры о честной конкуренции с Google, который в России засужен, банкротится, обложен запретами и в целом больше не проявляет интерес к рынку, не совсем корректны. Но это Дмитрий Масюк возразил, что к своей победе «Яндекс» шел поступательно. Стоит взглянуть на график использования «Яндекса», на котором в прошлом году не было так называемой ступеньки — резкого скачка популярности отечественного поисковика на фоне внешних факторов и ослабления зарубежных конкурентов. Руководитель обратил внимание, что такой же ступеньки нет ни у Google, ни у YouTube, к росту популярности которых могло привести полное у них отсутствие рекламы.
Говоря о конкуренции с мировыми ИТ-гигантами, Дмитрий Масюк рассказал, что в «Яндексе» постоянно тестируют и сравнивают свои решения с тем, что делают лидеры рынка за рубежом. Например, с генеративной нейросетью Gemini от Google и продуктами компании OpenAI, создавшей знаменитый чат-бот ChatGPT. По мнению собеседника «Коммерсанта», «Яндексу» есть чем гордиться: в ближайшее время компания представит новый продукт на стыке поиска и генеративных нейросетей, который даст пользователям совершенно новый опыт работы с информацией в интернете. Дмитрий Масюк назвал это обновление самым радикальным «в этой части `Яндекса` за последние 20 лет».