Очень часто в форме оплаты в интернете или в анкете банка можно найти графы, которые нужно заполнить, но которые абсолютно не относятся к предмету сделки или соглашения. Организации собирают персональные данные граждан «на всякий случай» и часто не могут обеспечить их сохранность. Роскомнадзор решил изменить практику излишнего сбора персональных данных и предложил создать стандарты их обработки, согласно которым организации смогут собирать только те данные, которые необходимы для решения конкретных задач. Мнения экспертов по поводу инициативы Роскомнадзора разделились. Юристам идея службы понравилась, так как концептуально совпадает с европейскими нормами. Бизнесмены же считают, что в случае принятия стандартов они затормозят рост компаний и развитие новых сервисов.
Всеизмеритель
Единым измерителем интернет-аудитории, как и ожидалось, стал Mediascope. С полугодовой задержкой Роскомнадзор объявил компанию победителем конкурса.
По результатам конкурса единым измерителем в интернете выбрана компания Mediascope, которая также измеряет телевизионную аудиторию, говорится в сообщении на сайте Роскомналзора. Итоговое заседание комиссии, выбиравшей измерителя, состоялось сегодня. В нее вошли чиновники Минцифры и Роскомнадзора, топ-менеджеры крупнейших российских медиа- и интернет-компаний.
Кандидатуру Mediascope поддержали единогласно, рассказал ADPASS Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (участвовал в работе комиссии). Всем был понятен оператор, который нацелен на взаимодействие с медиа и рекламной индустриями, констатировал Сергей Пискарев, президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Принимать заявки на участие в конкурсе Роскомнадзор начал десятого января. Члены комиссии, участвовавшие в отборе, сообщили ADPASS, что представители ведомства не уточнили сколько заявок было подано и участвовали ли в конкурсе другие компании помимо Mediascope.
С помощью Mediascope власти будут измерять аудиторию интернет-ресурсов, внесенных в специальный реестр. Комиссия рекомендовала Роскомнадзору включить в него 79 информационных ресурсов, «объем аудитории которых подлежит исследованию», говорится в сообщении ведомства. В список вошли 27 аудиовизуальных сервисов, четыре новостных агрегатора, восемь социальных сетей, 26 зарегистрированных средств массовой информации и 14 «иных информационных ресурсов». В Роскомнадзоре подчеркнули, что перечень ресурсов не является окончательным и может был дополнен. Для передачи данных интернет-площадки должны будут установить специальное программное обеспечение измерителя (счетчик) или же передавать набор данных самостоятельно, сообщили в ведомстве.
По закону, с 1 марта 2022 году включенные в реестр площадки обязаны передавать данные Mediascope. Измеритель будет предоставлять ведомству отчет об объеме аудитории интернет-ресурсов и публиковать его на своем сайте.
В июне 2021 года Госдума приняла закон №266, предписывающий создать единого измерителя аудитории сайтов в Рунете. Согласно этому документу, интернет-СМИ, в том числе сайты телеканалов, аудиовизуальные сервисы и новостные агрегаторы должны передавать единому измерителю сведения о своих посетителях «в целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории».
Исследовательская компания Mediascope (ранее Gallup, TNS) более 20 лет измеряет аудиторию российского телевидения. Mediascope поставляет медиаагентствам, рекламодателям и телеканалам пункты рейтинга (GRP; отражают количество телезрителей, увидевших рекламный ролик), которые участники рынка называют основной рекламной валютой на ТВ. Аудиторию рунета Mediascope также измеряет, и рекламный рынок использует эти данные при продаже цифровой рекламы. Однако до сих пор в сети Mediascope оставался одним из измерителей аудитории, на данные которого ориентируются медиаагентства, площадки и рекламодатели.
Пискарев называл итоги отбора единого интернет-измерителя «долгожданным для отрасли событием». По его мнению, можно говорить о появлении подвижек по медиаизмерениям в интернете, что будет служить прозрачности рынка.
Рекламная индустрия давно сформулировала запрос на получение у единого измерителя аудиторных данных по размещению рекламы в цифровой среде, — считает Поповичев.
Наличие независимой компании, которая наряду с информацией об интернет-аудитории будет работать и с телевизионными данными, мы рассматриваем как положительное решение».
По его мнению, поступление более достоверной информации о рекламе в сети, а также кросс-платформенных данных по размещению на ТВ и в интернете позволит повысить эффективность рекламных компаний.
В начале осени предложенную Роскомнадзором методологию отбора измерителя раскритиковали несколько министерств и организаций. В Минэкономразвития первоначальную версию документа сочли не соответствующий заявленным целям. По мнению ведомства, в проекте отсутствовали методология, алгоритм действий и математический аппарат, которые позволили бы определить объемы интернет-аудитории. Претензии ведомства сводились к тому, что предложенный Роскомнадзором подход не позволял верифицировать и контролировать проведенные исследования, поскольку на одном и том же материале могли быть получены разные результаты.
В сентябре с критикой предложенного Роскомнадзором проекта выступила комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В союзе предложили запретить продажу и распространение информации об аудитории отдельных интернет-ресурсов и результатов исследования на их базе без согласия владельцев сайтов. Представители РСПП тогда объяснили «Коммерсанту» свою позицию тем, что многие данные, которые единый измеритель будет получать бесплатно, представляют коммерческую ценность.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы