«Новый закон установит запрет на предоставление исключительного (монопольного) права физическому или юридическому лицу, в том числе религиозной организации, на использование религиозных символов и имен святых», — подытожила позицию РПЦ игуменья Ксения. При этом в Московском патриархате отметили, что в случае принятия законопроекта его действие не будет распространяться на ранее зарегистрированные товарные знаки.
Бренд-инициативу РПЦ поддержали представители других конфессий. «Любая община нуждается в финансовой помощи, но, когда она начинает заниматься бизнесом, это неправильно», – заявил главный раввин России Берл Лазар. По его мнению, «святое называется святым, потому что оно отделено от мирского — конкуренции, интриг». «У нас (в России) государство отделено от религии, а значит, религия отделена и от бизнеса», — уверен Берл Лазар. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов подтвердил факты недобросовестной эксплуатации религиозной символики. По его мнению это особенно касается халяльного питания: «На свиных сосисках и на алкогольных напитках используется эмблема «халяль», и люди, которые доверяют, употребляют это в пищу».
Законопроект планируется внести в Дума до конца весенней сессии, которая завершиться 25 июля, рассказал изданию заместитель главы комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков. По его словам, сейчас идет работа над формулировками законодательной инициативы с целью привести их в соответствии с патентным законодательством.
«Одно обсуждение этого проекта уже обнулит желание патентовать подобную продукцию, потому что производители не захотят рисковать», – считает владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман. Эксперт также опасается, что законопроект может оказать негативное влияние не только на будущие, но и уже запатентованные бренды. Станислав Кауфман также напомнил, что многие монастыри и церкви сами занимаются производством вин и медовухи.
Роспатент уже отказывал в регистрации обозначений, прямо или косвенно связанных с какой-либо конфессией, рассказала изданию юрист по интеллектуальной собственности, автор Telegram-канала «Вычислить по IP» Анастасия Сковпень. Эксперт пояснила, что патентное ведомство при принятии решений руководствуется статьей 1482 ГК, в которой говорится, что регистрации не подлежат обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение, а также «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали». Анастасия Сковпень напомнила, в качестве примера, об отказах в регистрации обозначения «Вознесение», а также обозначений с именами святых от ООО «Александровы погреба».
«Кодификацией и уточнением уже действующих правил», назвала законопроект гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина. Согласно действующему законодательству, обозначения с религиозной символикой, в том числе изображения крестов и полумесяцев, и в настоящее время не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, объяснила эксперт. Также Алина Акиншина отметила, что ограничения, связанные с моралью и общественными интересами, существуют и в других юрисдикциях: в Китае запрещена регистрация товарных знаков, связанных с азартными играми, а в Иране – содержащие силуэт женщин.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)