17.10.2024, 16:57

Роботы РКН заработали первый 21 млн рублей: Роскомнадзор технологично выписал 334 штрафа за маркировку интернет-рекламы

Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.

Фото: mostpp.ru

Кто и как нарушал закон о маркировке рекламы

Роскомнадзор впервые обнародовал статистику по штрафам за несоблюдение требований закона о маркировке интернет-рекламы. В январе-октябре 2024 года служба вынесла 334 постановления о привлечении к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 21,335 млн рублей, рассказала начальник управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора Мария Смелянская на конференции «Рекламное право`2024», которую провела платформа для юристов We Talk Pro.

Самым частым правонарушением стало отсутствие маркировки интернет-рекламы — всего Роскомнадзор вынес 202 таких постановления на 14,4 млн рублей. Вторым по сумме выписанных постановлений стал комплекс нарушений, включающих непредостовление информации о распространенной интернет-рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), нарушение сроков предоставления данных либо предоставление недостоверной информации: 131 постановление на сумму 6,65 млн рублей. Также служба наложила один штраф в размере 300 тыс. рублей за нарушение закона о маркировке оператором рекламных данных (ОРД). Представитель Роскомнадзора не назвала имя оператора, уточнив, что ОРД не согласился со штрафом и сейчас его обжалует.

Мария Смелянская пообещала, что в конце октября этого года Роскомнадзор разместит на своем сайте типовые постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение закона о маркировке. По ее словам, об этом службу попросили участники рынка.

Мария Смелянская назвала отсутствие маркировки настолько простым нарушением, что его «выявлением … занимается робот». Она напомнила, что ранее Роскомнадзор заявлял, что будет вводить штрафы «вдумчиво, проводя административные расследования», и подчеркнула, что ведомство не возбуждает такие дела без расследования.

Она также поделилась статистикой по штрафам в разрезе популярных социальных платформ. Так, в отношении рекламных объявлений Telegram Ads было вынесено 29 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 5,8 млн рублей. Роскомнадзор вынес 80 постановлений на сумму 4,8 млн рублей за нарушения законодательства в частных постах в Telegram, по размещениям в YouTube вынесено 49 постановлений на 2,5 млн рублей, по запрещенной в России и принадлежащей экстремистской организации соцсети Instagram — 46 постановлений на 2,1 млн рублей.

Представитель Роскомнадзора не уточнила период вынесения этих постановлений и составы административных правонарушений. Она только отметила, что в случае с YouTube и Instagram нарушения в основном касались распространения противоправной и запрещенной информации. Мария Смелянская подчеркнула, что Роскомнадзор «обладает необходимой компетенцией и техническим инструментарием по выявлению любого вида информации, в том числе рекламы, на заблокированных ресурсах» и «постепенно приступает» к этой работе.

В чем главная проблема маркировки рекламы

В ходе конференции представители интернет-площадок и агентств обсуждали вопросы, которые продолжают возникать в связи с маркировкой рекламы.

Агентство eLama рассказало о результатах опроса, который оно провело в своем Telegram-чате. Самый популярный ответ на вопрос о том, какая проблема является наиболее существенной при маркировке рекламы, звучал так: «сама маркировка». «Огромное число участников рынка до сих пор не понимают, зачем они вообще занимаются этой работой», — сказал эксперт по работе с платным трафиком, евангелист eLama Никита Кравченко. Другой значимой проблемой остается так называемая «вечная отчетность»: обязанность или удалять креатив, или каждый месяц подавать его статистику в Роскомнадзор.

По словам Никиты Кравченко, Роскомнадзор ранее объявил, что до конца мая этого года опубликует приказ о сокращении сроков передачи информации «вечной отчетности», но пока этого не сделал. К других актуальным проблемам эксперт причислил необходимость отчитываться в ЕРИРе по бесплатным размещениям, нововведения в ОРД (например, введение нового обязательного поля при регистрации креативов из классификатора категорий товаров и услуг — ККТУ) и низкий уровень знания о необходимости маркировки у представителей малого бизнеса.

Вопросы к Роскомнадзору были и у «Яндекса». По мнению руководителя блока правового сопровождения бизнеса в РФ «Яндекса» Виктории Сударенковой, необходимо определить, где заканчивается информационные сообщения, которые не требуют маркировки, и где начинается реклама, которую необходимо маркировать. Она отметила, что положения нормативных актов, описывающих работу системы маркировки интернет-рекламы, не содержат исчерпывающих ответов на все вопросы участников рынка. Правда, пробелы в определенной степени удалось ликвидировать благодаря комментариям Роскомнадзора по ряду актуальных вопросов, которые ведомству помогли собрать и опубликовать Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР).

Представители операторов рекламных данных VK и Ozon в ходе конференции ответили на частые вопросы по маркировке на этих площадках. Например, о том, как выбрать форму распространения рекламы при заполнении данных в ОРД, что указывать в сумме договора и т.д. Ответы на эти и другие вопросы доступны в записи трансляции конференции «Рекламное право`2024».

Авторы:
Виктор Хилько
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.10.2024
Редакция ADPASS
07.10.2024
Редакция ADPASS
02.10.2024
Редакция ADPASS
18.09.2024