Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ выступает за новый законопроект. Он напомнил, что такой порядок существовал для операторов связи: закон позволял им брать плату с абонентов за рассылку контента в смс-сообщениях, если абонент не выражал явного желания отписаться от услуги. Но затем нормы были скорректированы. «Аналогичный подход следует распространить и на онлайн-подписки», — считает Шелищ.
С критикой инициативы выступил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (туда входят все ведущие онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин. Он привел данные недавнего исследования АНО «Диалог», согласно которым только 2% респондентов в Москве и 5% респондентов в России имеют неиспользуемые подписки, но 40% из них отмечают, что планируют дальше пользоваться сервисом.
Отсутствие необходимости каждый раз подтверждать списание средств — это уникальное свойство подписной модели, которое представляет для пользователя удобство, а не проблему», — уверен Бырдин.
«Предполагается, что активный пользователь сервиса нуждается в уведомлении о списании, чтобы каждый раз принимать решение о продлении или отказе от подписки. Но эта гипотеза противоречит самой сути подписной модели, основанной на долгосрочном взаимодействии потребителя с сервисом», — уточнил он.
Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета, оценивает отток пользователей, оплачивающих подписку, в случае принятия законопроекта в 20–40%. Но окончательная цифра «будет зависеть от финальной версии законопроекта».