Сервис бронирования наружной рекламы All-Billboards опубликовал ежегодный рейтинг операторов, составленный на основе открытых данных об их финансовой отчетности. Составители рейтинга зафиксировали более высокую, чем эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), положительную динамику в сегменте. По их оценке, рост составил 49% против 41% у АКАР. Выручка лидера рынка группы Russ, которая в прошлом году активно скупала конкурентов, увеличилась на 53%, до 38,2 млрд рублей. Доходы трех компаний из первой пятерки и вовсе выросли на 75-81%.
Рекламный рынок побил все объемы
Российский рекламный рынок установил рублевый рекорд: в 2021 году он достиг исторического максимума в 578,3 млрд рублей, объявила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Рост к 2020 году составил 22%, к 2019 году — 17%. В долларовом эквиваленте успехи рынка скромнее — $7,85 млрд, с приростом 3% к допандемийному 2019-му. Рынок маркетинговых услуг оценили в 109,1 млрд рублей, это на 10% ниже докризисных показателей.
Реклама в средствах ее продвижения в 2021 году восстановилась от пандемии, если считать в рублях, — при объеме рынка 578,3 млрд рублей его рост к докризисному 2019 году составил 17%. При этом рынок продемонстрировал самую высокую динамику с 2008 года, сказал Сергей Веселов, вице-президент АКАР, советник генерального директора аналитического центра «Новой сервисной компании» (технологический партнер крупнейшего в стране продавца телерекламы Национального рекламного альянса).
Но рубль в 2021 году продолжал падение, поэтому в долларовом эквиваленте рынок вырос всего на 3% к 2019-му, его объем составил $7,85 млрд (здесь и далее приведен пересчет по средневзвешенному годовому курсу). Это все еще далеко от рекорда 2013 года, когда рынок достиг $10,5 млрд.
Лучшую динамику показали реклама в интернете и на ТВ, а также цифровое направление наружной рекламы. Интернет был единственным рекламным сегментом, выросшим даже в пандемию, а в 2021 году объем рекламы в интернете по сравнению с 2020 годом увеличился на 24% до 313,8 млрд рублей. Быстрее всего развиваются сегменты поисковой рекламы и видео.
Сегмент наружной рекламы смог превысить допандемийные показатели на 4% только за счет бурного развития цифровых рекламоносителей. Их доля в общем объеме превысила 45%, в Москве и ряде региональных центров уже больше половины поступлений от наружной рекламы приходилось на цифровые рекламоносители, указал Веселов. Другие направления наружной рекламы не смогли достигнуть докризисных показателей продаж. Худшая ситуация у рекламы в кинотеатрах — ее объем составил 0,31 млрд рублей, что на 71% ниже 2019 года.
Реклама на радио и в прессе после кризиса не восстановилась — их показатели ниже 2019 года на 12% и 46% соответственно. Однако издательские дома диверсифицируют свои рекламные возможности и смогли компенсировать потери в принте доходами от быстрорастущей рекламы на цифровых носителях, отметил Веселов.
Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
ТВ
197,3
17%
13%
- в т.ч. основные каналы
188,1
17%
12%
- тематические каналы
9,2
22%
28%
Радио
14
25%
-12%
Пресса
8,2
2%
-46%
- в т.ч. газеты
3
4%
-48%
- журналы
5,2
1%
-44%
Out of Home
45
40%
3%
- в т.ч. наружная реклама
38,3
41%
10%
в. т.ч. классическая
23,6
28%
-3%
в. т.ч. классическая
23,6
28%
-3%
цифровая
14,7
69%
40%
цифровая
14,7
69%
40%
- транзитная реклама
4,1
21%
-25%
- indoor-реклама
2,3
64%
-18%
- реклама в кинотеатрах
0,31
15%
-71%
Интернет
313,8
24%
29%
- в т.ч. search
138
32%
33%
- видео (branding)
32,9
22%
55%
- прочее
142,9
18%
25%
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа
578,3
22%
17%
АКАР также представила распределение объемов рекламы по типам контента. Наибольший объем рекламной монетизации в 2021 году пришелся на интернет-сервисы (262,5 млрд рублей) и на видео (230,5 млрд рублей).
Объем рекламы по типам контента в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
Видеоконтент
230,5
17%
14%
- в т.ч. традиционное ТВ
197,3
17%
13%
- кинотеатры
0,31
15%
-71%
- онлайн-видео (branding)
32,9
22%
55%
Аудиоконтент
14,7
24%
-11%
- в т.ч. эфирное радио (FM/AM)
14
25%
-12%
- digital-audio
0,7
4%
7%
Издательский контент
25,9
8%
-15%
- в т.ч. принт
8,2
2%
-46%
- digital
17,7
11%
15%
Out of Home
45
40%
3%
Интернет-сервисы
262,5
25%
30%
ИТОГО
578,3
22%
17%
Рынки маркетинговых услуг и промоиндустрии
Рынок маркетинговых услуг восстанавливается после кризиса медленнее, чем рекламный. Его объем в 2021 году, по подсчетам АКАР, составил 109,1 млрд рублей. Это на 20% больше, чем в 2020-м, но на 10% ниже докризисных показателей.
Для сегмента промоиндустрии 2021 год стал продуктивным: его объем достиг 31,4 млрд рублей, показав рост в 27% к 2020 году и рост в 24% к 2019 году. По словам Сергея Веселова, этому способствовали увеличение производства одежды для промоакций, тренд на создание собственных коллекций мерча крупными российскими компаниями, а также проблемы с поставками из Китая из-за транспортного коллапса. Эта ситуация привела к значительному увеличению закупок у российских производителей.
Региональная реклама
Региональная реклама пока не справилась с последствиями пандемии. Ее объем в АКАР оценили в 40,4 млрд рублей, что на 6% выше 2020 года и на 14% ниже 2019-го. Высокую динамику в регионах показали радио и наружная реклама. Но в значительной степени это связано с большими потерями этих региональных сегментов в кризисном 2020 году — весь прошлый год шло их активное восстановление, отметил Сергей Веселов.
Объем региональной рекламы в 2021 году
Сегмент
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году
Динамика
к 2019 году
Сегмент
2021 г.,
млрд руб.
к 2020 году
к 2019 году
ТВ
21,9
0%
-10%
Радио
7
24%
-17%
Пресса
1,3
-7%
-59%
Наружная реклама*
10,2
13%
-6%
ИТОГО по четырем сегментам
40,4
6%
-14%
Из городов-миллионников лучший рост к 2020 году показали рекламные рынки Екатеринбурга (+24%), Краснодара (+21%), Омска (+19%), Нижнего Новгорода (+18%) и Казани (+18%).
Лучшее в блогах
Вам понравится
Каждый четвертый неэфирный канал не только берет со своих зрителей абонентскую плату, но еще и показывает им рекламу. В 2023 году объем рекламного рынка на тематических телеканалах вырос на 38% до 13 млрд рублей, в последующие пять лет среднегодовое увеличение выручки составит 12%. Такие цифры приводит в новом отчете консалтинговая компания J’son & Partners. Хотя на абонентские платежи приходятся основная выручка неэфирного ТВ — 129,4 млрд рублей в 2023 году, — доходы от них растут гораздо медленнее, всего на 3,8% в прошлом году и на 4,3% в 2025-м. В J’son & Partners прогнозируют, что доля рекламной выручки в структуре доходов платного ТВ будет только расти — с 9,1% в 2023 году до 12,6% в 2028-м.
В 2023 году рынок интерактивной рекламы и продвижения в интернете достиг исторического максимума и составил 807 млрд рублей. Такие данные опубликовала Ассоциация развития интернет-рекламы (АРИР). Вся российская рекламная индустрия в 2023 году выросла на 30%, а интернет-реклама, по оценке АРИР, — на 55%. Участники рынка говорят, что оценка АРИР в традиционных каналах рекламы совпадает с их ожиданиями. Одним из основных локомотивов роста стали ритейл-медиа (реклама на маркетплейсах): они прибавили 227% (163,5 млрд рублей). Но эксперты отмечают, что 90% бюджетов, которые АРИР может учитывать в оценке данного подсегмента, Роскомнадзор не классифицирует как рекламу.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала первую оценку рекламного рынка, рассчитанную по новой методике. В 2023 году индустрия выросла на 30%, до 731 млрд рублей. Большинство ведущих рекламных групп приняло новую методологию, но некоторые участники рынка назвали данные ассоциации «частным исследованием одного из подразделений АКАР». В оценке динамики рекламной индустрии участники рынка незначительно разошлись с АКАР: по их мнению, в прошлом году отрасль выросла на 25-26%.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы