За первые девять месяцев этого года на маркетплейсах зарегистрировалось в два раза меньше продавцов чем в прошлом. Селлеры не хотят начинать новый бизнес из-за высоких ставок по кредитам и постоянно растущих комиссий торговых площадок. При этом рост оборота предпринимателей не может обогнать инфляцию. Все эти факторы негативно сказывается и на доходах маркетплейсов.
Согласно данным сервиса «Точка Маркетплейсы», с января по сентябрь количество зарегистрированных продавцов на маркетплейсах увеличилось на 17% по сравнению с прошлым годом. Это более чем в два раза меньше, чем за аналогичный период 2023 года, когда прирост составил 38%. В T-Bank eCommerce тоже зафиксировали снижение числа новых селлеров. По статистике сервиса, во втором квартале текущего года количество продавцов возросло на 22% в годовом исчислении, что на 12% ниже показателя за тот же периода прошлого года, пишет «Коммерсант».
По информации «Точки Маркетплейсы», с января по сентябрь количество зарегистрированных селлеров на «Мегамаркете» увеличилось в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом. Но доля этой площадки по числу продавцов остается небольшой. По данным T-Bank eCommerce, в первом полугодии 2024 года она составляла всего 1,5%. За тот же период число продавцов на «Яндекс Маркете» увеличилось на 26,6% год к году, на Wildberries — на 24,7%, а на Ozon — на 3,2%. При этом селлеры теряют интерес к маркетплейсам второго эшелона. Так, на AliExpress количество продавцов, наоборот, сократилось на 29,8%, а на «Магнит Маркет» (бывший KazanExpress) — на 6,4%.
В январе—сентябре средняя выручка селлера выросла на 8,3% и составила 526,8 тыс. рублей. При этом рост оказался ниже уровня инфляции, которая, по данным Росстата, в сентябре составила 8,6% год к году. В «Точке Маркетплейсы» отмечают, что в аналогичный период прошлого года оборот продавцов вырос на 37%. Замедление связывают с увеличением конкуренции на рынке.
Средний чек маркетплейсов ниже среднего
Одновременно снижается и средний сумма покупки на маркетплейсах. По итогам восьми месяцев 2024 года средний чек e-com в России снизился на 6%. Сокращение продолжается уже три года. При этом средняя стоимость покупки в специализированных интернет-магазинах, оказалась в три раза выше, чем на маркетплейсах. Одновременно часть брендов сокращает свое присутствие на крупных торговых площадках или вообще отказывается от их услуг в пользу нишевых платформ или собственных интернет-магазинов. Свои действия компании объясняют тем, что маркетплейсы заполнены дешевыми товарами и премиум-брендам там делать нечего. Подробнее в материале ADPASS.
Начать бизнес на маркетплейсах становится все сложнее, отмечает гендиректор «Точки Маркетплейсы» Константин Канивец. Эксперт констатирует, что многие ниши уже заняты, а привлечь стартовый капитал становится труднее из-за высоких ставок по кредитам. Кроме того, приходу новых селлеров мешают растущие комиссии и штрафы на платформах.
По мнению директора Tinkoff eCommerce Ильи Кретова, селлеры, столкнувшись с увеличенной финансовой нагрузкой, предпочитают переходить в нишевые интернет-магазины или закрывают бизнес. Одновременно снижается интерес зарубежных продавцов к российским маркетплейсам из-за сложности проведения трансграничных платежей, сказал эксперт.
Аналитики Data Insight подчеркивают, что именно селлеры, предлагая широкий ассортимент товаров, являются основным драйвером роста российского рынка электронной коммерции.
Рост оборотов маркетплейсов снижаются
Согласно данным сервиса «МойСклад», темпы роста оборотов крупных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Мегамаркета» и «Яндекс Маркета» — в первом полугодии 2024 года замедлились вдвое. Если в январе—июне 2024 года рост составил 21%, то в аналогичном периоде прошлого года он был на уровне 42%. Эти выводы основаны на анализе данных 43 тысяч контрагентов сервиса, включая продавцов интернет-площадок. Снижение роста оборотов наблюдается и в онлайн-продажах в целом: по данным Data Insight, в первом полугодии 2024 года они увеличились на 55% год к году, тогда как годом ранее рост составлял 97%.
Генеральный директор АНО «Цифровизация и новые технологии» Алексей Кожевников поясняет, что основным источником дохода маркетплейсов остаются выплаты продавцов и замедление роста числа селлеров сдерживает увеличение оборотов самих площадок. Эксперт предполагает, что компенсировать замедление роста выручки маркетплейсов может приход на площадки крупных игроков, которые будут реализовывать дорогостоящие товары, обеспечивая высокий оборот и доходы.