Высокие темпы роста выручки и прибыли IT-гиганта Meta*, опубликовавшего финансовую отчетность за первый квартал, не смогли предотвратить одно из самых резких за последние годы падений акций. В минус ушли и котировки большинства лидеров отрасли. Драмой для инвесторов стали меньшая, чем ожидалось, выручка, прогноз о снижении темпов роста доходов во втором квартале и предупреждение главы корпорации Марка Цукерберга. Он призвал не ждать в обозримом будущем финансовой отдачи от вложений в технологии искусственного интеллекта. Но возможности не тратить миллиарды на внедрение нейросетей у Meta, как и у всей остальной IT-индустрии, нет.
Отчетность по проекту: как превратить рутину в эффективный инструмент взаимодействия с клиентом
В процессе ведения кампании агентство и клиент должны постоянно взаимодействовать и сопоставлять уже достигнутые результаты с поставленными задачами. Другими словами — сверять курс. Если этого не делать, то сотрудничество не принесет ожидаемых плодов. Ключевой аспект взаимодействия — отчетность. Эксперты IAB Russia из Go Mobile делятся советами по ее организации.
Некорректная отчетность вошла в ТОП проблем руководителей отделов маркетинга брендов. Эта тема обсуждалась в выпуске шоу IAB Talks специалистами Go Mobile, Тинькофф и Mediascope.
Стало ясно, что эта проблема актуальна не только для отдельных компаний, но и для всего рынка. Поэтому эксперты IAB Russia и GoMobile собрали чек-лист по организации отчетности.
Если нет времени на чтение статьи — переходите на лендинг чек-листа
ОзнакомитьсяПодготовка к работе
Шаг №1. Договоритесь о целях, инструментах, сроках и KPI. Проговорите с клиентом ключевые моменты работы: цели, инструменты, сроки, KPI. Так станет понятно, какие показатели нужно отслеживать и что достойно оказаться в отчете для заказчика.
Хорошо: «Вася, какая ключевая задача кампании? Чего хотим вместе достичь?»
Шаг №2. Определите формат и сроки отчетности. Согласуйте периодичность и канал коммуникации. Выясните у заказчика, где он точно увидит ваше письмо: на почте или в мессенджере. Установите четкий дедлайн — так вам будет проще общаться, а клиент не будет беспокоиться в ожидании.
Хорошо: «Мы будем присылать таблицу с отчетом и описание к ней в сопроводительном письме каждый вторник до 15:00.»
Шаг №3. Проговорите глубину и содержание отчета. Обсудите с клиентом, какие данные он хотел бы увидеть в промежуточном и финальном отчетах. Возможно, клиенту важны не только результаты самой кампании, но и их сравнение со средними показателями по рынку. Или наоборот, его интересует максимально краткая выжимка за конкретный период.
Хорошо: «Какие показатели вы хотели бы видеть в промежуточных отчетах? Нужна ли информация по конкурентам?»
Шаг №4. Уточните, ведутся ли другие рекламные кампании. Для более точного анализа результатов нужно понимать, какие маркетинговые активности будут запущены параллельно с вашей кампанией. Так вы сможете разделить чистую эффективность вашей работы и влияние других кампаний на результат.
Хорошо: «Поделитесь, пожалуйста, планом рекламных активностей на этот месяц — так мы сможем учитывать их влияние на результаты кампании.»
Коммуникация во время кампании
Правило №1. Промежуточная отчетность. Независимо от графика и формата отчетности, держите клиента в курсе дел на протяжении всей кампании. Отправляйте ему промежуточные статусы с кратким срезом данных, текущими показателями выполнения KPI, выводами и инсайтами.
Клиент будет спокоен в течение кампании, а команда будет оставаться в тонусе.
Хорошо: «Показатели по кампании в норме, полет отличный. Видим новый тренд на площадке размещения. Подготовили креативы, они во вложении.»
Правило №2. Сопроводительное письмо. Дополняйте отправленные материалы сопроводительным письмом. Кратко опишите содержимое вложенных файлов и акцентируйте внимание на самых важных моментах кампании.
Хорошо: «Хочу обратить внимание на конверсию из установки в целевое действие. Как видно на слайде 8, она выросла в 3 раза.»
Правило №3. Follow-up встречи. Не забывайте про follow-up после каждой встречи или звонка. Фиксируйте ключевые моменты и договоренности в письменном виде и отправляйте клиенту. Это поможет обеим сторонам не потеряться в потоке мыслей и понять, куда вы движетесь.
Хорошо: «Спасибо за встречу. Фиксирую в письме шаги, которые проговорили.»
Правило №4. Отказ от лишней отчетности. Периодически обсуждайте с клиентом объем отчетности, которую вы ему предоставляете. Например, если клиент не пользуется одной из таблиц, не стоит ее делать. Так вы сэкономите время всем.
Хорошо: «Насколько актуален текущий отчет? Есть ли таблицы или графики, от которых можем отказаться?»
Форматы отчетности
Договориться о графике и глубине отчетности — половина дела. Дедлайн поставлен, материалы собраны, и осталось только оформить результаты. Но здесь начинается самое трудное: как совместить данные, но не перегрузить отчет?
Если вы хотите вместить максимум данных, но не делать из отчета трехтомник, в ход пойдут все варианты сразу. Главное — выбрать подходящий формат презентации для каждого вида информации: таблицы, слайды или текст. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Существует 3 основных формата презентации отчета:
• таблицы
• слайды
• текст
Таблицы
Используйте таблицы для презентации количественных показателей — бюджета, KPI, стоимости и количества целевых действий. Любые расчеты качественных показателей: LTV, ARPU и т.д. нужно проводить формулами.
Как оформлять:
- Приоритезируйте основные цифры: сколько и на что уже потратили, каких показателей достигли, сколько еще нужно потратить для достижения цели.
- Сделайте разбивку по основным параметрам: каналам, креативам, срокам.
- Используйте колор-кодинг. Выделяйте яркими цветами показатели, которые нужно обсудить или запомнить.
- Используйте фильтры, чтобы ранжировать каналы и креативы по эффективности. Так клиенту будет удобнее посмотреть, что работает, а что нет.
Слайды
Объедините все собранные материалы в презентации — главном хранилище всей информации по отчетному периоду.
Как оформлять:
- Структурируйте презентацию: выделите ключевые моменты и отведите под каждый пункт один слайд.
- Добавьте графики и таблицы. Постарайтесь не перегружать слайды и не копировать отчет из таблиц целиком.
- Посвятите отдельный слайд общим выводам и рекомендациям.
Текст
К любому отчету нужна пояснительная записка, поэтому не забывайте о сопроводительных письмах. Кому-то нужно прочитать краткие выводы, прежде чем углубиться в графики и таблицы. Другим и одного текста будет достаточно. Главное — сделать его максимально понятным для клиента.
Как оформлять:
- Объясните словами основные выводы и тем самым упростите восприятие аналитики. Вспомните, на каком языке говорит клиент (речь, конечно, об использовании терминов и манере общения). Используйте его, чтобы донести тезисы максимально понятно.
- Проясните неочевидные показатели из таблиц и диаграмм.
- Сделайте акцент на положительных результатах.
- Расскажите о негативных моментах — объясните, что к ним привело и как это можно исправить.
Презентация отчета клиенту
Презентовать отчет можно в письменной или устной форме. Личная встреча — самый эффективный вариант взаимодействия. Так можно максимально понятно донести информацию и подробно ответить на все вопросы. А еще — так проще убедить клиента протестировать новую гипотезу или отказаться от плохой идеи.
Личная встреча — еще и самый трудозатратный способ коммуникации. В процессе организации нужно:
- согласовать дату и время;
- подготовить план и материалы;
- при необходимости пригласить экспертов для консультации (с ними тоже нужно согласовать время);
- провести встречу, а после написать ее follow-up.
Долго — зато эффективно. Одной такой встречей можно закрыть все вопросы и в дальнейшем поддерживать коммуникацию в переписке.
Золотое правило: давать исчерпывающую информацию, но при этом не перегружать клиента данными.
Советуем также ознакомиться с исследованием о том, что бесит клиентов.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Читая мотивационную книгу или просматривая вдохновляющий фильм, мы часто встречаемся с новыми знаниями и идеями, которые хотим запомнить и занести в заметки телефона. Чаще всего таких заметок становится слишком много, мысли путаются, а инсайты, о которых мы должны помнить, вылетают из головы и остаются где-то в памяти мобильного устройства.
Чтобы структурировать свои заметки и сгенерировать новые идеи, некоторые люди пользуются системным методом организации мыслей и заметок Zettelkasten. Как его применять на практике, рассказала Елена Королева, digital-стратег Demis Group.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы