ADPASS рекомендует материал к прочтению
АКАР Урал
30.03.2023, 10:51

Для регионального рекламного рынка наступает эпоха Возрождения

Директор уральского отделения Ассоциации коммуникационных агентств России Василий Рубан о том, как региональная индустрия прожила этот год: от полного затишья до взрывного роста запросов рекламодателей.

Комиссия экспертов АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2022 год. Политические и экономические потрясения прошлого года заставили отрасль серьезно поменяться, но существенного падения не произошло. Суммарный объем рекламы по четырем медиасегментам — интернет, радио, пресса, ООН — в 2022 году составил 392 млрд рублей, что лишь на 2% меньше, чем годом ранее. Объем регионального рекламного рынка сократился всего на 3% и составил 39,2 млрд рублей по итогам 2022 года.

Василий Рубан, директор АКАР Урал

Серьезно сжались отдельные сегменты. Например, пресса потеряла 41% рекламных бюджетов. Это было связано как с уходом рекламодателей, так и с закрытием самих изданий.

Но в целом кризис не стал разрушающим для рынка. Уроки пандемии для рекламной индустрии не прошли даром. Мы научились быстро реагировать на изменяющиеся условия, подстраиваться под новые обстоятельства и быть гибкими в планировании. Во многом эта «прививка коронавируса» помогла отрасли выстоять и в 2022 году.

Начиналось все довольно неплохо. До февраля ситуация была стабильная: было много запросов — как региональных, так и федеральных. Оживление рекламного рынка отмечали многие игроки Урала. И еще какое-то время после февраля отрасль по инерции двигалась довольно хорошими темпами: работа над запущенными проектами продолжалась, более того — заходили новые рекламодатели.

А вот конец весны и начало лета стали для рекламного рынка Урала критической точкой. Это, конечно, не клиническая смерть, но на кратковременную остановку дыхания было очень похоже. Мы заметили резкий спад активности, по некоторым сегментам — например, в креативе и брендинге — практически в ноль. Ужасающая тишина… Это было очень страшное время, потому что было непонятно, что будет дальше.

Крупные международные компании уходили один за другим не просто из информационного поля, а с российского рынка в принципе. Федеральный бизнес урезал бюджет на маркетинг в регионах, местные компании на какое-то время заморозили рекламную активность. Никто не понимал, как будут развиваться события, как вести бизнес в новых обстоятельствах.

Но в середине июля ситуация переломилась. Был очень активный рост запросов, в первую очередь, на создание новых брендов, разработку новых названий, айдентику и упаковку. Бизнес почувствовал, что конкурентное поле освободилось, стали создаваться аналоги ушедших брендов. И это дало рекламному рынку второе дыхание.

Агентства научились работать в новых условиях, частично перепрофилировались и ситуация на рынке стабилизировалась во всех сферах. К концу года произошел колоссальный скачок: агентства Ассоциации отмечали, что работы крайне много. За лето и осень мы нагнали все то, что упустили весной.

Отмечу, что никто из ключевых игроков рекламного рынка в прошлом году не ушел. Это также говорит о высоком уровне профессионализма участников. Но мы столкнулись с острой нехваткой кадров. Этот вопрос всегда был сложным для индустрии, но в 2022 году кадровый голод ощущался особенно сильно. По последней статистике hh.ru, на каждую вакансию в прошлом году приходилось всего лишь 2,2 резюме. То есть, чтобы закрыть позицию в штате, на открытом рынке ты можешь выбирать из двух-трех человек, если повезет. Ценность каждого профессионала в такой ситуации становится еще выше. Поэтому, даже несмотря на глобальный кризис и сложную ситуацию в индустрии, зарплаты на рекламном рынке не только не падали, но и росли по отдельным направлениям. По данным hh.ru, средний уровень предлагаемой зарплаты в отрасли увеличился с 51,5 тыс. до 62,3 тыс.рублей.

Мы надеемся, что в 2023 году рост рекламного рынка продолжится. Хотелось бы увидеть, как минимум, стабильную ситуацию, а как максимум — увеличение клиентского потока и бюджетов. Взамен ушедшим с рынка иностранным брендам вышли новые — российские. Все эти компании будут нуждаться в продвижении. Перед бизнесом стоит задача наработать узнаваемость нового бренда, привить потребителям новые привычки потребления. Это все открывает для рекламного рынка новые горизонты. И, судя по показателям января-марта, эпоха Возрождения на региональном рекламном рынке — это вполне вероятный сценарий.

Вам понравится

Genius Group
19.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?