У игроков финансового рынка возникают проблемы с исполнением норм, которые сегодня прописаны в законе. Дело в том, что технические требования к информации, которая должна быть размещена в рекламе, в законе не прописаны, рассказал Алексей Войлуков. «В попытках уместить как можно больше текста рекламодатели уменьшали шрифт практически до нечитаемого», – констатировал он. По закону, в рекламе финансовых услуг сегодня должны быть перечислены все условия, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов потенциального заемщика.
Кредитно-финансовые учреждения не могут сделать рекламу услуг понятной для потребителей, признал представитель ФАС. По его мнению, это вызвано необходимостью указывать слишком большой объем информации, что заставляет рекламодателей использовать мелкий шрифт. «Такая подача текста трудночитаема, в особенности из-за того, что дисклеймеры демонстрируются на экране в течение короткого времени», – пояснил чиновник.
Законопроект предписывает включать в каждый рекламный материал о финансовых продуктах охлаждающую фразу: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». При размещении рекламного сообщения на телевидении или при «кино- и видеообслуживании» эта фраза должна занимать не менее 5 секунд и не менее 7% рекламной площади.
Если реклама кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на ПСК, то рекламодатели смогут указывать ссылку на раздел интернет-ресурса, где содержится подробный перечень всех условий, и добавлять вторую охлаждающую фразу – «изучите все условия кредита/займа». При размещении рекламы на ТВ или при «кино- и видеообслуживании» на нее должно выделяться не менее трех секунд и не менее 5% площади кадра, на радио – менее менее секунд (фраза проговаривается), в других каналах распространения – не менее 5% рекламной площади. В случае если рекламодатель не сможет добавить ссылку на раздел интернет-ресурса, он будет обязан интегрировать в рекламное сообщение дисклеймер со всеми условиями, соответствующими действующему законодательству. При этом диапазон ПСК должен указываться всегда.
Новый подход к размещению рекламы кредитов и займов, позволит потенциальным клиентам внимательнее оценить свои возможности и риски, сообщил изданию неназванный представитель АКАР. Алексей Войлуков считает, что поправки смогут снять споры между рекламными агентствами и банками, как и где должна размещаться требуемая законом информация.
«Логичным шагом со стороны ФАС и профильных ассоциаций», позволяющим охладить спрос на кредиты и займы, назвала предлагаемые нововведения исполнительный директор рекламной группы NMi Group Ирина Михеева. Как «доброе напутствие» охарактеризовала охлаждающие фразы директор по маркетингу «Почта банка» Анастасия Королева. Она допускает возможность, что нововведение будет иметь эффект и убережет клиента от избыточных кредитов. Однако «скоринговые системы банков зачастую лучше защищают население от необдуманной финансовой нагрузки», считает эксперт.
Законопроект сужает креативные возможности при создании рекламных материалов, увеличит сроки их подготовки и согласования, возразила гендиректор рекламного агентства PHD Ирина Романова.
С ней не согласна директор юридического департамента группы Media Instinct Дарья Гутьерес-Фернандес: исключение мелкого текста из рекламных материалов освободит больше пространства непосредственно на креативах. По ее мнению, регламентация технических параметров охлаждающих фраз позволит однозначно оценивать рекламные материалы на предмет соответствия закону, что приведет к снижению количества нарушений в сфере рекламы финансовых услуг.