03.12.2021, 14:24

Реклама – двигатель нэпа

ADPASS начинает публикацию исторических материалов о рекламе и маркетинге. В первом выпуске мы расскажем о том, как продвигали товары и услуги в Советской России 20-х.

В марте 1921 года на Х съезде РКП (б) была принята новая экономическая политика (нэп). После нескольких лет экспериментов по построению общества, в котором нет денег, в результате которых советская Россия была близка к тому, чтобы остаться без экономики и без населения. Поворот в сторону капитализма возродил рекламное дело.

​Газета «Известия», вторая по значению после «Правды» газета страны, один или два раза в неделю выходила в свет на четырех полосах, в остальное время — на двух. Если номер был четырехполосным, последняя, четвертая полоса была отдана под рекламу. Посмотрим, кто и что рекламировал в «Известиях» сто лет тому назад, в декабре 1921 года.

​Самым стабильным и крупным рекламодателем было недавно созданное Управление торговли Моссовнархоза (МСНХ) — Мосторг. Немного отставало от него по числу рекламных объявлений другое управление МСНХ — Мосснаб.

В каждом четырехполосном номере «Известий» можно было увидеть несколько объявлений Мосторга и Мосснаба — крупных, в верхней части полосы. Мосторг продавал разнообразные эфирные масла для нужд парфюмерно-мыловаренного и кондитерского производства; информировал об открытии агентурных контор в Курске, Саратове, Харькове, Екатеринбурге и Новониколаевске; предлагал со складов в Москве в большом количестве мыло хозяйственное, суррогатное и туалетное, парфюмерию, косметику, химические соли и кислоты, лаки, краски, костную муку, желатин и клей.

​Процесс перехода от системы распределения товаров по выданным на предприятии или в учреждении ордерам к торговле за деньги хорошо отражает объявление, опубликованное Управлением хозяйственных предприятий Замоскворецкого совета. В нем сообщалось, что рабочие, служащие и военнослужащие в баню по удостоверениям допускаться не будут. Билеты в баню необходимо приобретать за наличный расчет.

Рисунки в текстах объявлений встречались редко. На целиком заполненной рекламой полосе обычно можно было найти не более одного объявления с рисунками. Внимание читающих чаще пытались привлечь, используя шрифты разного размера.

​В объявлениях крайне редко можно было увидеть цену. По причине того, что ежедневно дорожало все, кроме денег. Если в январе 1921 года номер газеты «Известия» стоил 3 рубля, то в декабре — 2000 рублей. При этом надо учитывать, что газета не являлась товаром первой необходимости. Одно из редких исключений — объявление Сновского отделения Черниговского губсоюза о свободных вакансиях инструкторов по потребкооперации. «Оплата 800 000 руб. в месяц». И приписка: «Ставка увеличивается с изменением рыночных цен».

​В отличие от госконтор, нэпманы-частники в своих объявлениях ограничивались несколькими строчками нонпарелью. Экономя деньги на каждом типографском знаке, мелкие податели объявлений пользовались сокращениями. Ищет, к примеру владелец магазина гувернантку-иностранку для своих детей — «только с хорошей рек., условия будут приемл.»

​Москов. кооператив. т-во «Московский хлеб» ежедневно продавало оптом и в розницу свежий хлеб, баранки и конд. изделия.

​А вот Государственная колбасная фабрика №1 (бывш. Чичкина) на знаках не экономила, оповещая народ о том, что с 1 декабря 1921 года «приступила к изготовлению разных сортов колбасных изделий качеством довоенного времени из свежего говяжего мяса и свинины».

​Кроме пищи материальной рекламировался и хлеб духовный. 

«Первый государственный кино (б. Художественный). Арбатская площадь, 22. С 5-го декабря демонстрируется грандиозная картина „Кабирия“ д`Аннунцио в 6 частях, с сопровождением симфонического оркестра».

​В советской газете «Известия» печатали свою рекламу и иностранцы. Например, компания, занимавшаяся судоходными перевозками из Либавы в Нью-Йорк и Канаду. До Первой мировой войны по этому маршруту курсировали корабли Русского Восточно-Азиатского общества («дочки» датской межнациональной фирмы Des Ostasiatiske Kompagni). В 1921 году датчане возродили дочернюю фирму в России, дав ей новое название «Балтийско-Американская линия». Были переименованы и пароходы. «Царь» стал «Эстонией», «Царица» — «Литвой», «Курск» — «Польшей», «Россия» — «Латвией». «Латвию» продали в Японию в 1924 году, линия же просуществовала до 1930 года, ненадолго пережив нэп.

​Некоторые старые объявления интересны не только с позиций истории рекламного дела, но и как частица истории страны. Например, объявление о торгах на покупку мебели. Желающих предложить свои услуги приглашали в хозяйственный отдел комиссариата (Трубниковский пер., д. 19, 2-й этаж), «имея на руках условия предложений в письменной форме и запечатанных конвертах».

На первый взгляд, это объявление ничем не отличается от множества похожих, поданных в газету другими государственными структурами. ЦУСТОП объявлял соревнование на поставку 9415 огнетушителей. С. О.Н.О. проводило торги на перевозку 60 пудов дров со станции Лианозово на станцию Останкино. Москомгосоор искал поставщиков овса и лугового сена. Список предметов, поставки которых искало правление «Северолес», насчитывал около ста позиций. Костромскому Губснабу требовались «продукты продовольствия и разные материалы».

Но отличие объявления о закупке мебели, в том, какой именно комиссариат его подал — национальностей. Подавший выигрышное предложение поставщик вряд ли мог представить, что на его стуле и за его столом будет сидеть человек, которого в недалеком будущем будут называть гением всех времен и народов. Иосиф Сталин. Могильщик нэпа. Впрочем, в 1921 году до этого было еще далеко.

Авторы:
Лев Синичкин
Нравится: АКАР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?