Разговор о логистике с Дмитрием Звигиным
Недостаточно просто закупать, важно понимать, что ты приобретаешь, уделять внимание деталям. Купил что-то новое? Загляни на склад, пощупай товар, изучи его
Дмитрий ЗвигинРуководитель отдела логистики в компании «Комфортел»
Что из себя представляет логистика? Как изменилась эта отрасль за последние 5 лет?
Ранее логистику воспринимали как корпоративный амбар, но на самом деле это не так. Логистика — это важная составляющая успеха компании, это симбиоз профессионалов. Как мне видится, ключевые отделы, такие как менеджеры по закупкам и складской сфере, должны быть тесно интегрированы в общие процессы проектов.
За последние пять лет логистическая отрасль пережила значительные изменения, включая нашу компанию. Прежде считалось, что склад — это задворки компании, в которых работают низкоквалифицированные специалисты.
Нам удалось революционизировать этот взгляд, теперь склад — это негласная витрина «Комфортел». Функции склада расширились, он перестал быть местом просто для хранения товаров, став прозрачной структурой, выступая в роли эффективного инструмента в реализации проектов.
Как выглядит рабочий день директора отдела логистики?
Рабочий день логиста и директора по логистике не нормирован. Мы держим связь с партнерами от Владивостока до Калининграда. Кроме того, компания в 2023 году расширила свое присутствие на Казахстан. Иногда бывают рабочие звонки в 5 утра — это обычная ситуация.
Какие приоритеты и задачи стояли перед вами в начале работы в компании?
При реорганизации логистической деятельности мы выделили три ключевые задачи:
-
оптимизация уровня запасов для более эффективного использования оборотных средств компании;
-
внедрение автоматизации на складе для повышения производительности и сокращения ручных процессов;
-
минимизация избыточных перемещений как внутри склада, так и при транспортировке.
Успешно интегрировали программные инструменты, включая систему управления складом (WMS), для согласованной работы отделов закупки и склада.
Есть такой термин — «бережливая логистика». В определенной степени мы реализовали внедрение этого метода.
Не могли бы вы подробнее рассказать о концепции «бережливой логистики»?
Бережливая логистика предполагает закупку именно того количества материалов, которое необходимо в данный момент, чтобы не увеличивать затраты компании.
Однако для успешной реализации этой концепции необходимо учесть два важных условия. Во-первых, логистика должна быть тесно интегрирована в процессы компании, а во-вторых, сотрудники должны полностью осознавать, что происходит в этих процессах, и быть способными самостоятельно оценивать, анализировать и регулировать их.
Какие практические результаты и улучшения уже достигнуты?
Мы отделили складские запасы от проектов, благодаря чему избежали перегрузки на складе. В оптимизации управления запасами оправдала себя и система кросс-докинга. Теперь, получая товары от поставщиков, мы получаем их в упаковке, идентифицированной для конкретного проекта, за счет чего не производим дополнительного перераспределения с нашей стороны.
За последние три года удалось добиться впечатляющих результатов: грузопотоки оборудования увеличились на 30–35% в год, количество перемещений возросло на 40%, запасы сократились на 45%, а рост оборачиваемости привел к снижению загрузки компании и уменьшению издержек.
Важно отметить, что нам не пришлось увеличивать штат и расширять аренду складских помещений — мы сохранили способность эффективно работать в режиме многозадачности.
Какой тренд 2023 года вы бы назвали самым позитивным и негативным?
Самый позитивный: многие компании поняли, что избыток на складе вреден. У руководства появился приоритет на развитие логистики, особенно в компаниях с внешнеэкономической деятельностью.
Самый негативный: усиление вторичных санкций в 2023 году разрушило привычные логистические цепочки для компаний, связанных с бывшими партнерами за рубежом. Это увеличило временные и финансовые затраты.
Тренды в 2024 неоднозначны. Сейчас идет переориентация логистических путей с Европы на Восток. Определенно усилится работа именно через Китай, а количество закупок через третьи страны, напротив, снизится.
Какой главный принцип лежит в основе построения вашей команды?
Профессиональная структура — это люди и их знания, а структура процессов — это отображение того, что происходит на самом деле. Успех компании зависит от способности самого слабого звена.
Во многих структурах компаний кладовщик является сухой рабочей силой большого локомотива и буквально последним человеком, который может обнаружить ошибки, допущенные инженерным составом. Наш кладовщик может проанализировать ситуацию, выявить неточности и вступить в диалог с руководством.
Опишите образ кандидата, которого вы хотите видеть в своем отделе. Какими качествами, навыками и умениями он должен обладать?
Любопытство, заинтересованность, внимательность, а также зрительная память — все эти качества важны для кандидата. Зрительная память, кстати, обычно приходит через руки.
«Недостаточно просто закупать, важно понимать, что ты приобретаешь, уделять внимание деталям. Купил что-то новое? Загляни на склад, пощупай товар, изучи его».
Особо ценим умение задавать вопросы. Я пришел в телеком-логистику, работая до этого в компании по производству косметики. Логистические процессы, по сути, везде схожи, и знание продукта не всегда обязательно. Но интересно же… В «Комфортел» пришел уже в зрелом возрасте, и все равно бегал за своим руководителем, как школьник, — задавал вопросы.
В чем заключается нестандартность отдела логистики в Комфортел?
Нам предоставляют полный карт-бланш и возможность использовать все доступные инструменты. Наш подход к сотрудникам, к процессу реализации проектных решений — это все нестандартно.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Конкурировать за внимание соискателей всё сложнее, но, счастью, есть инструменты, которые помогают найти подход к кандидатам из разных профессиональных сфер. На примере спецпроекта ЕВРАЗа 2022 года покажем, как креатив помогает HR-командам решать задачи бизнеса.