От обиды до отмены один шаг. Какие рекламы оскорбили китайцев, индусов и темнокожих британцев
Вслед за либеральными американцами, которых оскорбила Сидни Суини своими джинсами и генами, обижаться на рекламу стали жители других стран. В Китае обиделись на рекламу Swatch, усмотрев в ней расизм. Под угрозой бойкота Swatch пришлось извиняться. В Великобритании регулятор запретил рекламу геля Sanex, выпускаемого Colgate-Palmolive — тоже расизм. В Индии недовольство вызвала реклама, посвященная выходу бренда косметики Fenty Beauty Рианны, созданная без понимания местных традиций. Подробнее — о запрещенных рекламных роликах.
Кадр из рекламы геля Sanex. Британский регулятор ASA запретил ролик, признав его расистским.
Рианну обвинили в непонимании индийских реалий
Fenty Beauty косметический бренд Рианны и бизнес-инкубатора Kendo LVMH официально вышел на рынок Индии 7 августа. «Косметика, разработанная с учетом всех типов и оттенков кож» (так позиционируется бренд) будет продаваться в магазинах Sephora India и Tira Beauty в 16 индийских городах, а также онлайн. Растущий рынок косметики Индии в настоящее время оценивается более чем в 280 млрд рупий (рупия примерно равна рублю).
В рекламной кампании, посвященной выходу Fenty Beauty, была сделана ставка на локализацию. В роликах использовалась индийская музыка, индийские инфлюенсеры рассказывали своим подписчикам о бренде. Но один ролик оказался неправильно локализованным. В 30-секундном вертикальном видео звучит арабская музыка. Водитель такси смотрит в зеркале заднего вида на губы Рианны, а она посылает воздушный поцелуй. В Индии такое поведение воспринимается совсем не так, как, например, в США. Подобный «мужской взгляд» — постоянная проблема для индийских женщин. Многие индианки боятся ездить на такси в одиночку. Пользователи соцсетей раскритиковали рекламу за непонимание индийских реалий. Вот примеры отзывов под роликом, размещенным в Instagram* бренда. «Мой самый страшный кошмар — таксист, который смотрит на меня в зеркало заднего вида. Почему вы это поощряете?»
«Эта реклама не только плохо сделана с культурной точки зрения, она также совершенно неприемлема. Вам следует снять ее и извиниться. Вам нужно поменять команду маркетологов, эта — страдает эмоциональной глухотой».
Swatch извинился перед Китаем
18 августа швейцарский часовой гигант Swatch снял рекламу коллекции Swatch Essentials, изображавшую молодого мужчину азиатской внешности, растягивающего руками уголки глаз. Эта реклама вызвала возмущение во многих странах, а особенно в Китае. В ней усмотрели намек на расистские оскорбления в адрес азиатов — «узкоглазые», «косоглазые». В Китае раздались призывы к потребительскому бойкоту продукции Swatch (кроме бюджетных часов для широких масс Swatch и FlikFlak компания также владеет брендами Omega, Longines, Tissot, Breguet, Blancpain, Rado, Hamilton, Harry Winston, Jaquet Droz, Mido, Leon Hatot, Glashuette Original и Certina).
Вызвавшая возмущение в Китае реклама коллекции Swatch Essentials.
Угрозу бойкота за расизм в рекламе швейцарская фирма восприняла всерьез. Тем более, что в прошлом году на Китай, Гонконг и Макао приходилось около 27% ее продаж, прошлогоднее снижение выручки на 14,6% до 6,74 млрд швейцарских франков ($8,4 млрд) объяснялось в основном снизившимся спросом в Китае. Сняв рекламу, Swatch опубликовала извинения на английском и китайском языках в Instagram и китайской соцсети Weibo. Теперь Swatch остается надеяться, что ее извинения будут приняты.
Colgate-Palmolive не позволили отмывать добела
Британский рекламный регулятор ASA (The Advertising Standards Authority) запретил рекламу геля для душа Sanex, выпускаемого компанией Colgate-Palmolive, по результатам расследования в связи с жалобами потребителей на то, что она тиражирует «негативный и оскорбительный расовый стереотип».
В рекламном ролике геля для душа Sanex была изображена чернокожая женщина с красными царапинами на спине, а также другая женщина, покрытая потрескавшейся глиняной массой.
Закадровый голос произносил: «Тем, кто может чесаться днем и ночью. Тем, чья кожа будет сохнуть даже от воды». В другой сцене фигурировала белая женщина, а закадровый текст был таким: «Попробуйте принять душ с новым средством для ухода за кожей Sanex и его запатентованным комплексом аминокислот. Ощущение увлажнения в течение 24 часов».
Кадр из рекламы геля Sanex. Британский регулятор ASA запретил ролик, признав его расистским.
Кадр из рекламы геля Sanex. Британский регулятор ASA запретил ролик, признав его расистским.
Позиция компании Colgate-Palmolive по поводу рекламы состояла в том, что расизма в ней нет. Разных моделей по принципу «до и после» показали для того, чтобы продемонстрировать, что Sanex подходит всем, а не для сравнения по признаку расы или этнической принадлежности.
ASA это объяснение не убедило. Регулятор посчитал, что ролик может быть некоторыми зрителями истолкован как «предположение о превосходстве белой кожи над черной» и запретил рекламу геля для душа.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)