10.06.2025, 21:03

«Лучший способ спрятать труп — разместить его на первой странице Google»: почему SEO больше не работает

Многие годы маркетологи и специалисты поисковой оптимизации строили сложные модели отслеживания для захвата малейших маркетинговых сигналов, чтобы побудить потенциального клиента перейти на сайт продавца. Для этого писались SEO-статьи и запускалась реклама. Этот тандем хорошо работала больше 20 лет. Но в последнее время в поиске Google наблюдается новая тенденция: больше показов и меньше кликов. CTR первой ссылки в поиске Google упал почти в два раза.

Photo by Growtika on Unsplash

«Великий раскол» уже наступил, пишет издание lareclame.fr со ссылкой на управляющего директора агентства Eskimoz Джереми Лакосту. Сложившуюся ситуацию наглядно иллюстрирует статистика, приведенная экспертом. На иллюстрации (скриншот из аналитического сервиса Google Search Console) видно количества показов ссылок на материалы неназванного сайта в поисковой выдаче Google и переходов по ним. За 16 месяцев пользователи поисковика увидели 66,9 млн линков, но совершили лишь 326 тыс. переходов. Таким образом показатель поискового CTR (Click-Through Rate — соотношение показов к кликам) составил 0,5%. При этом на графике видно, что число показов, следовательно и запросов, постоянно росло. Как утверждает эксперт, по разным запросам прирост составил от 10% до 21%.

Джереми Лакоста считает, что виной всему появившиеся в Google в мае 2024 года AIO (AI Overview — это отвечающий на запрос пользователя сниппет, содержание которого сгенерировано искусственным интеллектом).

Выводы французского эксперта подтверждаются исследованием компании Bain, согласно которому около 60% поисков теперь заканчиваются без перехода пользователя на целевой сайт. Даже половина тех, кто скептически относится к генеративному ИИ, говорит, что на большинство их запросов ответы находятся на первой странице поиска и дальнейший переход куда-либо не нужен.

С появлением AIO в ближайшее время мы можем ожидать краха поискового CTR. Апрельское исследование Ahref предсказывает падение показателей кликабельности на 34% у первой позиции на странице поисковой выдачи, что эквивалентно падению до позиции 2 или 3. На иллюстрации ниже показан CTR первой ссылки на странице поисковой выдачи в марте 2024 года и в марте 2025 года.

Причина этого проста: AIO занимает большую часть видимого пространства под поисковой строкой, что делает ссылки вверху страницы поисковой выдачи попросту невидимыми.

Не является ли лучшим способом спрятать труп — оказаться на первой странице в Google?» — задается вопросом Джереми Лакоста.

При этом попадание цитаты с сайта в AIO также не гарантирует переход на сайт. Как писал ADPASS, лишь 20% ИИ-ответов дают прямую ссылку на первоисточник.

SEO — всё

Времена предсказуемого, более или менее точного и простого SEO безвозвратно прошли. Сегодня SERP-страницы переполнены контентом, созданным искусственным интеллектом, а AIO отнимают клики у создателей контента. Это похоже на конец пути SEO как маркетингового инструмента. Падение поискового трафика у многих сайтов колеблется в диапазоне от 20% до 40%. Какой маркетинговый канал может выдержать потерю 20–40% эффективности и при этом оправдывать инвестиции?

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

X5 Media
28.11.2025
GetCourse
18.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.

Редакция ADPASS
13.11.2025