27.06.2024, 15:27

Отказ от обработки персональных данных хотят свести к одному клику

Роскомнадзор хочет упростить процедуру отзыва согласия граждан на обработку персональных данных. Сейчас для этого нужно подать письменное заявление, форма которого не прописана в законодательстве, а на его рассмотрение отводится 30 дней. Эксперты предлагают интегрировать опцию «отказа в один клик» в «Госуслуги», но отмечают, что операторам персональных данных придется пересмотреть процессы их обработки.

Photo by Towfiqu barbhuiya on Unsplash

Россияне должны получить возможность «отзывать согласие на обработку персональных данных в один клик», заявил заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер на сессии «Персональные данные — зона особого внимания» в рамках Петербургского международного юридического форума. По мнению чиновника, «большинство согласий (на обработку персональных данных) далеко не в интересах человека и точно уж не осознанно им даются». Милош Вагнер отметил, что часто происходят «безобразные случаи, когда человек в течение секунды соглашается на обработку данных, а по ссылке многостраничный документ на 80 листах». При этом полученная информация поступает сразу в 20-30 организаций. Вагнер считает, что сбор персональных данных граждан не должен быть избыточным по отношению к целям обработки. Реализовать инициативу ведомства можно, создав необходимую законодательную базу, которая определит обязательные стандарты работы с персональными данными, подытожил Милош Вагнер.

Предложение сотрудника Роскомнадзора созвучно законодательной инициативе, с которой в апреле выступила фракция ЛДПР. 22 апреля группа законодателей во главе с лидером фракции Леонидом Слуцким внесла в Госдуму законопроект № 608384-8, который предусматривает внесение изменений в закон «О персональных данных» и предлагает обязать операторов дать гражданам возможность отзывать согласие на обработку персональных данных в электронной форме. Кроме того, депутаты хотят закрепить «в содержании согласия на обработку персональных данных указание на способ его отзыва, который должен в том числе предусматривать возможность осуществления такого отзыва в форме, с помощью которой согласие субъекта персональных данных было получено». Другими словам, если согласие на обработку персональных данных было получено через заполнение формы на сайте, то у гражданина должна быть возможность отозвать свое разрешение также на сайте.

Реализовать инициативу Роскомнадзора можно будет через платформу управления согласиями на базе портала «Госуслуги», которую разрабатывает Минцифры, рассказал «Коммерсанту» знакомый с ситуацией источник. При этом в марте в ведомстве отметили, что для полного запуска платформы в личном кабинете на «Госуслугах» нужны законодательные изменения, над которыми ведется работа.

Новый функционал платформы «Госуслуги», получивший название «Платформа коммерческого согласия» (ПКС), был анонсирован Минцифры и ЦБ весной, а пилотный запуск запланирован на конец 2024 года. После внедрения, граждане смогут без дополнительного подтверждения сведений о себе получать любые услуги от разных банков, МФО, страховых компаний, брокеров. При этом в ЦБ подчеркнули, что на платформе, будет храниться только согласие граждан, а не информация о них. Также не выходя из «Госуслуг» гражданин сможет отозвать согласие.

Гражданин «и сейчас в любой момент вправе отозвать согласие на обработку своих персональных данных», а оператор должен прекратить обработку в течение 30 дней, рассказал изданию директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Но стандарт формы отзыва законом не установлен и отказ может быть подан только в письменном виде в офисе организации. «Даже при отзыве согласия оператор будет вправе продолжать обрабатывать данные, если гражданина и оператора связывают договорные отношения», – пояснил Александр Орехович.

В Ассоциации больших данных сказали, что реализация предложения Роскомнадзора требует поиска баланса, когда у пользователей останется возможность предоставлять данные с целью получения более удобных и безопасных сервисов, а у операторов для отдельных ситуаций будет возможность внедрение модели «подразумеваемого» согласия — уведомления пользователя об обработке с предоставлением простых и прозрачных механизмов запрета на нее.

По мнению партнера и директора по развитию компании HRlink Дмитрия Махлина, возможные изменения как минимум приведут к тому, что компании, работающие с персональными данными, будут вынуждены перестроить процессы, чтобы обеспечить возможность их отзыва. Эксперт считает, что для реализации решения отказа в один клик необходима единая платформа и легкая интеграция с ней.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
24.11.2025
Редакция ADPASS
20.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.