Общество недопотребления: «громкую экономию» сменил «2025-й без покупок»
Миллениалы продолжают громко экономить
Поколения зумеров и альф рискуют стать одними из самых сложных для маркетологов. Молодежь отказывается от алкоголя, ставя под удар его производителей, носит старую одежду, не покупает подписки на видеосервисы и не читает новостей. В соцсетях набирает популярность новый молодежный тренд No Buy 2025 («2025 год без покупок»). За неполный январь в разных вариациях хэштег #nobuy поддержали более 100 тыс. постов и видео с лайфхаками по сокращению излишних расходов.
Этот тренд является продолжением прошлогоднего loud budgeting («громкая экономия»), который первым запустил в TikTok блогер-миллениал из Мичигана Лукас Баттл. В своем видео, которое за две недели набрало 1,5 млн просмотров, он сравнил импульсивные покупки с кражей конфетки в кинотеатре: «Ощущение, что вам что-то сошло с рук — это маленькое приключение, халява». Он призвал отказаться от халявных конфет, прислушаться к разуму и начать экономить на покупках, которые зачастую навязаны социальными стереотипами.
В этом январе другой блогер, 27-летняя британка Миа Уэстрап заявила, что благодаря тренду на «громкую экономию» ей удалось сэкономить 7,7 тыс. фунтов ($9,4 тыс. или 965 тыс. рублей по текущему курсу) за год. При этом она зарабатывает в год около 35 тыс. фунтов ($43 тыс., 4,4 млн рублей). Это почти четверть от ее ежегодных доходов. Для этого она всего лишь отказалась от «ненужных затрат» на кофе, сигареты, еду на вынос и подписок на видеосервисы.
Эстетика рецессии — мать трендов на экономию
Немецкое фэшн-издание о моде Highsnobiety связало тренд на «громкую экономию» с «тихой роскошью» — другим потребительским течением, но в области моды, пик популярности которого случился в 2023 году. Эти тренды отличаются тем, что quiet luxury — про одежду и аксессуары, а loud budgeting — про образ жизни, касающийся всех ее сфер. Издание ввело термин recessioncore («эстетика рецессии»), которая является прародительницей и обобщением этих трендов.
Кризис стоимости жизни — вялотекущий процесс, который влияет на потребление во всем мире, и все перечисленные тренды — «здоровая реакция» людей на внешние обстоятельства, считают в Highsnobiety.
В 2024 году, по данным опроса, стоимость жилья в Европе выросла более, чем на 54%, при средней доле затрат на жилье и коммуналку в 38% от дохода европейцев. 80% опрошенных заявили, что вынуждены сокращать повседневные расходы, чтобы оплачивать жилье.
Пик мировой инфляции пришелся на осень 2022 года и составил 9,4%. К концу 2025 года она замедлится до 3,5%, ожидают в Международном валютном фонде. Однако люди продолжают экономить.
До данным YouGov, во Франции 63% населения в 2024 году сократили расходы на еду, в Германии — на 52%, в Испании — на 60%, в Италии — на 65%.
В 2024 году впервые с кризиса 2008 года мировой рынок предметов роскоши сократится — на 2%. Индустрию тянут вниз китайские потребители, которые резко сократили затраты на люкс и перешли на более дешевые локальные бренды.
На культуру недопотребления может оказать влияние еще один глобальный тренд — деинфлюэнсинг. Его сторонники призывают не покупать вещи, которые рекламируют блогеры. Впрочем, в соцсетях этот тренд выразился в том, что инфлюенсеры стали призывать не покупать продукцию конкурентов тех брендов, с которыми они сотрудничают. Это, в свою очередь породило новую волну хейта.
Следуя мировым тенденциям, бренды пытаются смягчить общие настроения. Например, американский банк предложил альтернативу «году без покупок» с более мягким посылом «год с небольшими покупками». Финансисты призывают отказываться от покупок с умом и продолжать баловать себя.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Работать с сетью парков развлечений — это как управлять целым парком аттракционов в рекламном кабинете. Каждое направление — своя горка, каждая акция — новая петля. Мы три года держали этот ритм, выстраивая систему, которая приносила заявки, подписчиков и главное — стабильный поток клиентов.
14 ноября в Four Seasons Hotel Moscow состоялась десятая юбилейная премия ОК! Awards «Больше чем звезды». Мероприятие собрало ярких представителей шоу-бизнеса, кино и медиаиндустрии. Номинантами стали резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).
После запрета рекламы в Instagram* целый ряд крупных инфлюенсеров с аудиторией выше 1 млн перенесли контент на российскую платформу LOOKY. При этом блогеры сохраняют до 15% подписчиков — благодаря функции синхронизации аккаунтов. Для использования приложения не требуется VPN, можно легально размещать рекламу и использовать различные механики продвижения, геймификацию и возможности искусственного интеллекта.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана