Наружную рекламу отдают на суд чиновникам: в СФ и Госдуме считают, что арбитражные суды не справляются
Власти Москвы и Петербурга смогут без суда демонтировать рекламные конструкции, размещенные с нарушениями. Это право им даст новый законопроект, внесенный в Госдуму. Сенаторы и один депутат говорят, что арбитражные суды завалены делами по наружке и не справляются. Участники рынка видят в изменении законодательства широкие возможности для чиновничьего произвола в городах, где размещена половина наружной рекламы страны.

Что изменится в размещении рекламы на улицах и зданиях Москвы и Петербурга
Об осеннем законотворческом обострении сообщил «Коммерсант». Инициатива исходит от сенаторов Андрея Кутепова, Ивана Евстифеева и депутата Ивана Абрамова. Проект поправок в статью 23.1 Кодекса об административных правонарушениях они внесли 11 октября. Согласно ему, органы местного самоуправления получат право в досудебном порядке принимать решения о незаконности размещения рекламы на улицах и зданиях.
В пояснительной записке говорится, что такие дела перегружают арбитражные суды и требуют существенного увеличения числа их сотрудников. Как пример приводится ужасающая статистика Санкт-Петербурга, где в 2021 году было выдано более 15 тыс. предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения. Найти удалось лишь половину собственников, а доведенных до конца дел вообще в 100 раз меньше: административные наказания вынесены только по 70 разбирательствам.
Выдачей и аннулированием разрешений на установку и эксплуатацию щитов, а также их принудительным демонтажом в случае неисполнения предписания арбитражного суда занимаются именно органы местного самоуправления. Они же находят признаки правонарушений. Так пусть и принимают решения без лишней судебной волокиты, считают авторы законопроекта.
Региональные власти меняют правила в наружной рекламе
Представитель Андрея Кутепова пояснил, что проблема с наружной рекламой «наиболее остро стоит в крупных мегаполисах» и их инициатива не должна затронуть регионы.
В регионах так не считают, пытаются протолкнуть собственные инициативы и внимательно следят за происходящим в центре.
- Депутаты саратовской облдумы месяц назад перераспределили в свою пользу регулирование наружной рекламы, забрав полномочия определять облик размещаемых изображений у исполнительной власти.
- Костромские депутаты только что внесли в Госдуму законопроект о передаче права составления протоколов на размещение наружной рекламы без разрешительных документов от полиции местным властям. Инициатива касается и Москвы.
Что говорят о новом законопроекте участники рынка
- ГК Russ: рынок станет прозрачнее, потому что инициатива снижает вероятность эксплуатации рекламных конструкций без оформленных надлежащим образом документов.
- NMI Group: если полномочия полностью перейдут к местным властям, то необходимость расширения штата возникнет уже у них.
- Рекламное агентство Paradigma: дела по наружке не всегда заканчиваются в пользу властей. Именно благодаря существующему механизму у бизнеса есть возможность защищать свои права.
Гендиректор Paradigma Илья Ноткин: «Если законопроект примут, то в каждом спорном случае чиновник будет единолично принимать решения при отсутствии каких бы то ни было сдержек и противовесов».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Илья Шершуков принял участие в секции «Потенциал и возможности рекламы вне дома 2026». В рамках сессии эксперты поговорили о том, как наружная реклама стала частью умного медиамикса и почему ее объемы продолжают расти. Он выступил на секции с обзором рынка наружной рекламы России и рассказал о развитии продуктов Admetrix.
10 октября в Москве состоялась конференция «День Бренда» — ежегодное мероприятие, посвященное текущим и перспективным вопросам в сфере брендинга, маркетинга и рекламы. Генеральный директор Admetrix Илья Шершуков выступил в секциях «От бумаги к пикселям: как наружная реклама стала каналом с измеримой эффективностью» и «Медиасаммит: география маркетинга, химия коммуникаций». Смотрите видео выступлений:
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана