Валерий Гартунг рассчитывает принять участие в работе и над другим резонансным законопроектом №559479-8 о наружной рекламе, внесенном в Думу в пятницу 23 февраля. Позавчера возглавляемый им комитет по защите конкуренции назначили соисполнителем по этому законопроекту, который посвящен продлению на внеконкурсной основе действующих договоров в наружке.
Поправки в законы «О рекламе» и №46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесла группа во главе с председателем комитета по экономполитике Максимом Топилиным. Среди подписантов депутаты из четырех партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»).
Авторы предлагают разрешить продление действующих договоров в наружной рекламе. В документе сказано, что до конца декабря 2024 года лица, у которых заключен договор на установку и эксплуатацию конструкции, будут вправе обратиться в органы госвласти и местного самоуправления с заявлением об увеличении срока действия договора до десяти лет.
Продлить контракт можно будет для рекламоносителей, установленных на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Владельцы конструкций, подавшие заявление на продление договора, обязуются увеличить квоту на размещение социальной и общественно-значимой рекламы с нынешних 5% до 10% от годового объема рекламы. Также в законопроекте сказано о ежегодной индексации платежей на уровне инфляции, чтобы нивелировать упущенные доходы бюджетов.
Внеконкурсное продление договоров позиционируется как временная мера поддержки. Два года назад Дума уже приняла аналогичный законопроект, который наделил операторов правом до 1 марта 2023 года подать заявление и продлить свои договоры на год. Как тогда, так и сейчас основные изменения вносят в 21-ю статью закона №46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (принят в марте 2022-го в рамках комплекса мер по поддержке российской экономики). При этом депутаты не говорят об отмене действующей нормы закона «О рекламе» (ст. 19): с 2008 года договоры на установку и эксплуатацию конструкций власти могут заключать только на торгах.
Авторы предлагают продлить договоры всем компаниям, в том числе тем, у которых есть долги перед бюджетом: пролонгация возможна «независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору» и «не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения», написано в законопроекте.
Сроки действующих договоров истекают, и властям приходится проводить новые конкурсы и аукционы, при этом участились случаи оспаривания торгов недобросовестными компаниями, которые к тому же уклоняются от заключения договоров, утверждается в пояснительной записке.
В результате бюджеты теряют деньги, а облик российских городов страдает. Положение в российской наружной рекламе осложняют неблагоприятные макроэкономические факторы, вызванные «действиями недружественных государств и ограничениями возможности поставок оборудования». Продление договоров обеспечит инвестиции в цифровизацию городов, требующую значительных капитальных затрат, и обеспечит стабильность информационного пространства — поддержку уровня социальной рекламы и общественно значимого информирования.