О, майн крафт! Каких мультгероев российские дети любят и покупают больше всего
Человек-паук и персонажи Minecraft попали в топ-3 самых любимых персонажей российских детей. Продажи товаров с ними растут несмотря на то, что их правообладатели покинули Россию в 2022 году. Только на Ozon в 2024 году товаров с символикой «Человека-паука» продано в 1,5 раза больше, чем в 2023-м. Другой крупнейший интернет-ритейлер сообщил, что продажи продукции франшизы Minecraft год к году увеличились на 43%. Эксперты объясняют интерес детей и подростков к западному мультмерчу недавними премьерами: мультфильм «Человек-паук. Паутина вселенных» вышел в 2023 году, а полнометражный фильм «Minecraft в кино» — в апреле 2025 года.Самыми любимыми в России остаются герои сериала «Маша и Медведь».
Несмотря на то, что американские владельцы прав на персонажей Человек-паук (Disney) и героев игры Minecraft (Microsoft) покинули российский рынок, они продолжают оставаться популярными среди отечественных детей и подростков. Согласно исследованию компании Ipsos, проведенному среди жителей крупных городов России, данные которого имеются в распоряжении издания «Ведомости», персонаж Человек-паук занял вторую позицию, а герои Minecraft — третью строчку рейтинга любимых героев кино и мультфильмов среди молодежи в возрасте от 4 до 15 лет. Своими любимыми героями персонажей Minecraft назвали 20,1% опрошенных, тогда как поклонников Человека-паука оказалось чуть меньше — 19,7%.
Самым популярным героем среди российских детей и подростков в возрастной категории от 4 до 15 лет в 2024 году стали персонажи отечественного анимационного сериала «Маша и Медведь» (производит студия «Анимаккорд»). Ее выбрали 29,5% участников исследования. Четвертое место (19,6%) заняла французская парочка супергероев Леди Баг и Супер-Кот (ZAG Animation), права на использование которой в России принадлежат агентству Megalicense. Замыкают пятерку лидеров, с результатом 19,4%, герои отечественной анимации из проекта «Союзмультфильма» — «Простоквашино» — Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик.
Пять лет назад, в 2019 году, Человек-паук также присутствовал в рейтинге любимых мультгероев российских детей и подростков Ipsos, однако тогда он сплел паутину лишь на пятом месте с показателем 23,6%. Лидером списка тоже была парочка из российского мультсериала «Маша и Медведь» (28,5%), второе место досталось героям мультфильмов «Гадкий Я» и «Миньоны» производства американской студии Illumination (25,7%), а замкнул тройку лидеров (24,8%) Гарри Поттер от Warner Bros. Pictures. После 2022 года новинки от обеих студий перестали официально появляться в российском прокате. Четвертую строку рейтинга в 2019 году занимали герои отечественного мультипликационного проекта «Фиксики» (24,2%). Стоит отметить, что в топ-5 рейтинга 2019 года не было ни героев Minecraft, ни персонажей сериалов «Леди Баг и Супер-Кот» и «Простоквашино».
Какие детские мультфильмы и фильмы больше всего любят читатели ADPASS
В голосовании в нашем Telegram-канале приняли участие около 100 подписчиков. Лидером предпочтений стали персонажи диснеевских мультфильмов, которых любят 36% опрошенных. Второе место поделили Волк, Заяц и Гарри Поттер: обе франшизы набрали по 32%. Третье место с 30% голосов заняла команда Дяди Федора из Простоквашино. Лидер предпочтений российских детей и подростков из рейтинга Ipsos «Маша и Медведь» у читателей ADPASS набрала лишь 16%. Такой же результат наплел Человек-паук. Безоговорочное последнее место с 0% симпатий занял Minecraft.
По данным крупнейших российских онлайн-площадок, представленных изданию, в 2024 году наибольший рост продемонстрировали товары с изображением героев таких известных анимационных серий, как Minecraft, «Маша и Медведь», «Леди Баг и Супер-Кот» и «Человек-паук». Так на маркетплейсе Ozon спрос на продукцию франшизы «Леди Баг и Супер-Кот» удвоился, а товары мультбрендов «Маша и Медведь» и «Человек-паук» повысили популярность в 1,5 раза. В свою очередь, представители другого крупного интернет-ритейлера рассказали, что продажи игрушек и другой продукции бренда Minecraft на платформе в прошлом году выросли на 43% по отношению к 2023 году. Также продукция под маркой «Маша и Медведь» прибавила 37%, а бренды «Леди Баг и Супер-Кот» и «Человек-паук» показали рост на 28% и 27% соответственно. При этом представители обоих ритейлеров воздержались от раскрытия абсолютных показателей продаж в денежном эквиваленте. При этом на одной из площадок отметили, что объем реализации товаров с символикой «Человека-паука», за прошлый год вырос на 25%, достигнув уровня около 65 тыс. штук.
Гендиректор агентства Megalicense Захар Назаренко сообщил, что в 2024 году объем продаж лицензированной продукции под брендом «Леди Баг и Супер-Кот» вырос приблизительно на 50% по сравнению с предыдущим годом, хотя абсолютные цифры им не были озвучены. По мнению топ-менеджера, основными факторами роста являются низкая конкуренции в сегменте лицензионной продукции для аудитории девочек 6–10 лет, вызванная отсутствием ряда иностранных брендов, ориентированных на детскую аудиторию, включая популярную серию «Холодное сердце» от Disney. Активное развитие ассортимента товаров с героями «Леди Баг и Супер-Кота» поддерживается американским производителем игрушек Playmates и постоянным обновлением оригинального контента. При этом Захар Назаренко подчеркнул, что значительная доля продукции с персонажем «Человек-паук», реализуемой в России, поступает либо путем параллельного импорта, либо является контрафактной продукцией, произведенной нелегально., отметив, что некоторые экземпляры продукции с изображением персонажа могут являться товарными остатками от ранее ввезенных официальных партий.
Доход от лицензирования популярной российской анимационной франшизы «Простоквашино», включая доходы от медиаправ и специальных рекламных кампаний, увеличился в 2024 году на целых 90% по сравнению с предыдущими показателями, сообщил представитель киностудии «Союзмультфильм». При этом, как и в случае с «Леди Баг и Супер-Котом», точные суммы дохода остались конфиденциальными. Высокая привлекательность бренда объясняется комплексным развитием продукта по принципу 360°, охватывающим различные сферы взаимодействия с аудиторией: помимо традиционной анимации, используется широкий спектр форматов продвижения, включающий аудиосказки, театральные постановки, мобильные приложения и т. д.. Такое многоуровневое продвижение позволяет создать разнообразные точки соприкосновения зрителей с «Миром Простоквашино», способствуя росту интереса к проекту среди широкой аудитории.
По информации партнера юридической фирмы Semenov & Pevzner Юлии Ярных, продукты, отмеченные логотипами Microsoft или Minecraft, отсутствуют в официальном реестре параллельного импорта Минпромторга, что означает невозможность их легального ввоза в страну неофициальными дистрибьюторами. Если речь идет о нарушении закона, штрафы для юридических лиц, предусмотренные статьей 14.10 Кодекса об административных правонарушениях, достигают пяти размеров стоимости такой контрафактной продукции, минимум составляет 100 тыс. рублей, напоминает эксперт.
Рост спроса на продукцию с тематикой Minecraft мог произойти благодаря выходу полнометражного фильма «Minecraft в кино», премьера которого состоялась в апреле 2025 года (официальная российская премьера не проводилась). Для сравнения, последняя крупная работа в мире «Человека-паука» вышла двумя годами ранее — это анимационный фильм «Человек-паук: Паутина вселенных» (Sony Pictures Animation и Marvel Entertainment), которая также официально не демонстрировался в кинотеатрах России).
Главный редактор специализированного журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Максим Острый подчеркнул, что попадание в топ популярных персонажей представителей давно полюбившихся российским зрителям франшиз свидетельствует о преемственности поколений, сохранивших симпатию к определенным образам. Другой главный редактор — возглавляющая издание «Вестник лицензионного рынка» Мария Рогожина, считает, что попадание на первые торчки рейтинга позиций таких персонажей, как Человек-паук и герои Minecraft, демонстрирует высокую степень лояльности к ним среди определенных групп юных потребителей: «И в случае возвращения брендов Disney или выхода бренда Minecraft на российский рынок их официальная лицензионная продукция найдет своего покупателя».