25.06.2025, 13:03

ПВЗ растут на старых дрожжах: пунктов выдачи стало больше на треть не за счет новых партнеров

Пунктов выдачи заказов в России становится все больше: за минувший год число ПВЗ в крупнейших городах страны увеличилось на 32,4%. Этому способствует политика маркетплейсов, отдающих предпочтение традиционным пунктам выдачи перед постаматами. Одновременно интерес к открытию точек у новых франчайзи снижается. Рост обеспечивается за счет действующих партнеров маркетплейсов, которые расширяют свой бизнес.

Согласно данным геосервиса 2ГИС, в июне текущего года в крупнейших городах России функционировало 51,1 тысячи пунктов выдачи заказов, что на 32,4% превышает аналогичный показатель прошлого года. Для сравнения в прошлом июне годовой прирост составил 20%. По информации «Яндекс Карт», общее количество работающих ПВЗ достигло 197,3 тыс., увеличившись на 43% относительно предыдущего года.

По данным 2ГИС, наиболее значительный рост количества ПВЗ за последний год наблюдался в Новосибирске — оно выросло на 41,2%, достигнув 2,4 тыс. точек. Челябинск также показал высокий темп прироста — 40,9%, доведя число ПВЗ до 1,7 тысяч. Нижний Новгород занял третье место с увеличением на 40% — 2,13 тыс. пунктов. Москва располагает самой крупной сетью ПВЗ — около 16,5 тысяч, что на 29% больше, чем год назад. Санкт-Петербург разместился на втором месте по числу точек — здесь функционирует примерно 8,3 тысяч ПВЗ, прирост 32,5%. Меньше всего изменился показатель в Ростове-на-Дону — здесь количество ПВЗ возросло лишь на 22,9%, составив 2 тысячи пунктов.

Сервис 2ГИС уточнил, что среди районов Москвы наибольшей концентрацией ПВЗ отличается Коммунарка, где действует 509 таких точек. Второе место занимает Марьино — 294 пункта, далее идет Южное Бутово с 281 точкой. Замыкают пятерку лидеров районы Митино, Щербинка и Даниловский, где размещено от 250 до 260 ПВЗ. Минимальное же количество пунктов наблюдается в районах Алтуфьевский (41 пункт), Якиманка (43), Марфино (45), Арбат (51) и Ростокино (54).

Представители «Яндекс Маркета» сообщили «Коммерсанту», что компания управляет сетью из 15 тысяч ПВЗ, при этом темпы роста остаются сопоставимыми с показателями предыдущего года. Чтобы повысить привлекательность сотрудничества в регионах с недостаточным количеством ПВЗ, компания активно применяет меры поддержки партнеров, включая стимулирующие выплаты. В Ozon рассказали, что наиболее динамичный рост сети ПВЗ отмечается на Северном Кавказе, юге страны и в Сибири. По словам представителя Wildberries, в первом полугодии маркетплейс открыл свыше 21 тыс. новых пунктов выдачи, плюс 51% год к году. Наибольший вклад в расширение сети внесли города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Краснодар.

В марте каталог Franshiza.ru сообщил о снижении интереса предпринимателей к запуску ПВЗ. Так, в период с декабря 2024 года по февраль 2025 года, объем соответствующих запросов сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Аналогичные тенденции были зафиксированы сервисом TopFranchise: спрос на открытие пунктов выдачи Wildberries уменьшился на 19,6%, а Ozon — на 12%.

Руководитель портала Franshiza.ru Анна Рождественская подчеркивает, что значительное расширение сетей ПВЗ обеспечивается преимущественно благодаря существующим партнерам, тогда как приток новых участников заметно сокращается. Как свидетельствуют данные, представленные компаниями для составления рейтинга франшиз журнала Forbes, в 2023 году удельный вес партнеров Ozon, владеющих двумя и более точками, составлял 35%, аналогичная цифра для Wildberries равнялась 34%. К настоящему моменту указанные показатели существенно повысились, достигнув уровня 70% и 66% соответственно.

«Иногда партнеры маркетплейсов, у которых уже есть ПВЗ, открывают неподалеку точки только для того, чтобы там не встали конкуренты, пусть даже новые пункты оказываются нерентабельными», — говорит Анна Рождественская.

При этом ПВЗ Wildberries и Ozon лидируют в рейтинге Forbes по открытию франчайзинговой точки с первоначальными вложениями до 2 млн рублей, занимая 1 и 3 место соответственно. Для начала сотрудничества с Wildberries нужно 150 тыс. рублей, а с Ozon — 100 тыс. рублей.

На фоне роста количества ПВЗ численность постаматов, напротив, снижается, свидетельствуют данные 2ГИС. К примеру, сегодня в российских городах насчитывается 16,3 тысячи постаматов, что на 4,5% ниже показателя годичной давности. Такое положение дел объясняется снижением привлекательности постаматов для конечных пользователей: невозможность примерки приобретаемых товаров и усложненный порядок оформления возвратов делают использование постаматов менее удобным.

Большие онлайн-площадки заинтересованы в расширении ассортимента продаваемых товаров, увеличении доли заказов, включающих крупную бытовую технику и мебель, а также стремлении обеспечить доставку больших объемов продукции, что невозможно реализовать посредством постаматов, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
Вчера
GetCourse
18.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025