ADPASS рекомендует материал к прочтению
mads
15.04.2024, 15:56

Как стать пиарщиком: выбираем карьерную стратегию

Кто такой пиар-менеджер, чем он занимается и какие навыки ему нужно развивать? Разбираемся вместе в этом материале.

Что делает пиар-менеджер?

Основная задача пиарщика — создавать и поддерживать позитивный образ компании или человека в глазах общественности. Обычно пиарщики делятся на инхаус-специалистов и тех, кто работает в агентстве. Работа в агентстве более динамичная, требует многозадачности, гибкости, умения вести несколько клиентов одновременно. Работа пиар-менеджера непосредственно в компании предполагает другой темп: специалист сосредотачивается на определенной нише, использует инструменты, которые доказали свою эффективность именно для этого бизнеса.

Если у тебя пока недостаточно понимания, что должен уметь пиарщик, воспользуйся картой компетенций из этого материала. В ней собраны базовые навыки тех, что хочет быстрее, осознаннее и эффективнее расти в профессии.

Базовые скиллы пиарщика

Менеджмент

  • постановка задач себе и другому по приоритетам;

  • планирование своего дня;

  • проактивность: не ждать, когда к тебе придут и поставят задачу, а ставить ее самому себе;

  • планирование дня своей команды.

Пиар-менеджер — это в первую очередь менеджер, а потом пиар. Нужно научиться строить процессы, управлять собой, людьми, проектами. Без менеджерских навыков очень сложно строить системный осознанный пиар.

Копирайтинг

Тексты — это основа пиара, начиная от писем руководителю или подрядчику и заканчивая постами в соцсетях бренда и статьями в СМИ. Пиар-специалист должен уметь создавать логичный, грамотные тексты, задавать сторителлинг, понимать специфику форматов и структуру публикаций разных СМИ. Что должен уметь пиарщик:

  • изучение референсов (что писали на похожую тему);

  • проведение интервью с экспертом;

  • написание драфта текста;

  • редактура текстов, написанных другими;

  • идеальный русский язык;

  • насмотренность.

Коммуникация со СМИ

Работа со СМИ включает в себя не только умение представить информацию в наиболее выгодном свете, но и способность реагировать на возможные кризисные ситуации, понимать потребности и интересы журналистов, адаптировать свое сообщение под их форматы и требования.Коммуникаця со СМИ в данном случае — это:

  • подготовка медиалиста для проекта;

  • подготовка питча;

  • поддержание теплых контактов с журналистами и блогерами;

  • умение отработать возражения редакции;

  • понимание специфики разных СМИ (какие темы и форматы будут уместными).

Креатив

Частая задача пиар-менеджера — получить больший охват за меньший бюджет. И здесь без креативной подачи инфоповода не обойтись. К креативу относятся:

  • разработка креативной концепции проекта;

  • генерация идей для дизайна под задачу вместе с дизайнером;

  • общение с типографиями: собрать базу, выбрать подрядчика, коммуникация, отработка возражений.

Мероприятия

Презентации продуктов, пресс-конференции, благотворительные акции, выставки и другие события, направленные на продвижение бренда или продукта — зачастую за всем этим стоят талантливые пиар-менеджеры. Организация мероприятий требует от пиарщика не только креативности и внимания к деталям, но и умения распределять ресурсы, а также эффективно координировать работу различных специалистов:

  • сбор списка релевантных мероприятий и референсов;

  • подготовка питча;

  • поддержка теплых контактов с организаторами мероприятий и подрядчиками;

  • умение отработать возражения организаторов;

  • организация онлайн и офлайн-мероприятий.

Data driven подход

В мире технологий без анализа данных никуда. Data driven подход позволяет пиарщикам получать ценные инсайты о своей аудитории, их предпочтениях и поведении, а следовательно, создавать более эффективные стратегии пиара. Важно:

  • уметь работать с аналитическими системами (Google / Яндекс Аналитика, Медиалогия и другие);

  • уметь анализировать цифры и превращать их в смыслы, формулировать тренды и инсайты на их основе;

  • коммуникация с командой, клиентом;

  • провести презентацию для клиента / руководителя (например, отчетный колл); быть убедительным, уверенно транслировать свою позицию;

  • участвовать в сложных переговорах; уметь задавать вопросы.

Стратегия

Стратегическое мышление, способность анализировать ситуацию и составлять планы действий — вот суперспособности успешного пиарщика. Это значит:

  • провести конкурентный анализ;

  • составить майндмэп по развитию на 3–6 месяцев;

  • составить пиар-план на месяц.

Проверь себя: какой у тебя грейд?

Требования к специалистам того или иного уровня разнятся. Проверь, каких навыков тебе не хватает до желаемого грейда.

Джун

Начинающий пиарщик обладает базовыми знаниями в PR, например, учился на профильном направлении в вузе, проходил стажировку или тематические курсы. Имеет небольшой опыт — меньше года. Проактивный, сам приходит за задачами, знает основы прозрачной коммуникации, пользовался аналитическими системами, работал еще с чем-то (мероприятиями, креативом и так далее). Есть опыт написания статей, коммуникации со СМИ.

Джун+

Обладает навыками джуна, а также всеми базовыми скиллами пиарщика (пишет, питчит, может организовать ивент и креатив с помощью руководителя). Еще не имеет стратегического видения.

Миддл

Все то же, что и джун+, а также умение менеджерить процессы, формулировать и выполнять задачи в соответствии со стратегией. Есть небольшой управленческий опыт (например, со стажером).

Миддл+

Все навыки миддла, а также опыт составления и реализации стратегий, опыт управления PR-командой.

Сеньор

Все то же, что и миддл+, а также опыт лидирования проектов. Специалист этого уровня обладает разносторонним бэкграундом: работал как в инхаусе, так и агентстве, был погружен в 2–3 различных рынка или сферы.

Вам понравится

АКАР
19.04.2024
White Square
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?