15.01.2024, 09:59

ИИ переходит под госуправление: как будут регулировать технологию в ЕС, США и Китае

В 2023 году увидели свет законы, определяющие сферу искусственного интеллекта и первые меры ее регулирования. В ЕС — AI Act, в США — «Указ о безопасном, надежном и заслуживающем доверия ИИ», в Китае — «Временные меры по управлению генеративными системами искусственного интеллекта». В НИУ ВШЭ сравнили подходы к регулированию технологий искусственного интеллекта трех главных игроков рынка. Как и следовало ожидать, самым либеральным признан указ Джона Байдена, стимулирующий ИИ-бизнес, а самым драконовским — китайский, защищающий основы строя.

Photo by Rod Long on Unsplash

О чем европейский ИИ-акт

Европейский акт, который пока не одобрен всеми членами ЕС и вступит в силу не раньше 2025 года, описывает системы ИИ с точки зрения риска — от высокорисковых до безопасных. Разработчиков первых обяжут регистрировать свои продукты в общеевропейской базе данных еще до вывода на рынок. От разработчиков среднерисковых программ потребуют немногого — обеспечения прозрачности процессов. Низкорисковый ИИ можно развивать без ограничений.

За злоупотребления ИИ будут штрафовать: €35 млн, или 7% годового оборота компании, за нарушение запрета на применение ИИ; €15 млн, или 3% оборота,— за нарушение обязательств по закону об ИИ; €7,5 млн, или 1,5%, — за предоставление регуляторам недостоверной информации. Создатели генеративных моделей ИИ (ChatGPT и его конкуренты) должны будут предоставлять информацию о том, на какой информации обучалась нейросеть, чтобы не было вопросов по интеллектуальной собственности. По части авторских прав многое будет зависеть от тяжбы, где истцом выступает газета №1 New York Times, а ответчиками — создатель ChatGPT OpenAI и его партнер Microsoft. На решение этого суда наверняка будут ориентироваться не только власти США, но и законодатели всего мира.

Регулирование ИИ по-американски

Указ президента Байдена ADPASS разбирал подробно. Это самый мягкий из трех законодательных ориентиров — США не собираются препятствовать своим компаниям в борьбе за лидерство в ИИ-сфере. Следить будут только за возможностью применения ИИ для создания оружия массового уничтожения, дезинформации и слива персональных данных. А еще полностью ограничат доступ к технологиям для конкурирующих стран. Прежде всего Китаю.

Китайский социалистический ИИ

«Временные меры по управлению генеративными системами искусственного интеллекта» в первую очередь призваны защитить социалистические ценности и государственный строй. Нарушители, создающие подрывной контент с помощью ИИ, плохо защищающие персональные данные или не предотвращающие чрезмерную зависимость несовершеннолетних от использования генеративного ИИ, будут сурово наказаны.

Что с регулированием ИИ в России

Россия пока не определилась со своим отношением к технологиям ИИ, нормативная база для их регулирования только готовится. Скорее всего закон об ИИ будет обладать чертами всех трех образцов, получится что-то охранительно-либеральное.

Исследователи ВШЭ считают, что «достигнуть лидерства удастся тем странам, которые смогут в том числе на законодательном уровне найти оптимальный баланс между поддержкой ИИ и его ограничением».

«Коммерсант» припомнил две государственные ИИ-инициативы 2023 года. В «Единой России» пишут законопроект, который должен определить ответственность разработчиков и исключить случаи использования ИИ мошенниками. В декабре правительство внесло в Госдуму законопроект, который обяжет разработчиков ИИ, действующих в экспериментальном правовом режиме, страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу при применении этой технологии.

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
19.02.2024
Редакция ADPASS
15.02.2024
Редакция ADPASS
09.02.2024
Роскомнадзор выделил из ЕРИРа всё западное: служба представила данные по рекламе на зарубежных интернет-площадках

На фоне заявлений депутатов о необходимости законодательно запретить рекламу в Instagram* и у блогеров-иноагентов Роскомнадзор второй раз за десять дней обнародовал статистику по маркировке интернет-рекламы. Служба поделилась подробными данными о продвижении на иностранных площадках YouTube, Telegram и Instagram, а также у иноагентов: всего в 2023 году в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) подана информация о размещенных там рекламных интеграциях на 6,4 млрд рублей. Хотя это 1% от общих рекламных денег, отраженных в системе маркировки за год, но законодатели могут скоро взяться за них всерьез. Предварительно в плане запретить продвижение на недружественных площадках госструктур и компаний с госучастием, но ограничения могут стать шире. Одновременно выяснилось, что пока статистику от Роскомнадзора нельзя использовать для оценки рынка интернет-рекламы или доли промаркированной рекламы: сообщая о 581,3 млрд рублей, учтенных в ЕРИР за 2023 год, служба приводит не объем бюджетов рекламодателей, а сумму цепочек оплаты «рекламодатель – посредники – рекламораспространители».

Редакция ADPASS
02.02.2024