17.02.2023, 16:13

Дезинформация к размышлению: западные IT-компании и TikTok впервые раскрыли объемы и способы борьбы с вредоносным контентом и фейк-ньюс

Недопустимость русофобии в Instagram* и Facebook*, запрет на выражение «операция по денацификации» в YouTube, российская дезинформационная сеть в TikTok, миллиарды заблокированных фейковых аккаунтов и миллионы рекламных сообщений с ложной информацией в соцсетях и поисковиках, а также особый подход к борьбе с вредоносным контентом Илона Маска. IT-гиганты Meta**, Google, TikTok, Microsoft и Twitter впервые отчитались перед Еврокомиссией о выполнении обязательств по борьбе с дезинформацией, под которыми компании подписались летом 2022 года. ADPASS прочел их отчеты и выбрал самое интересное.

Мурал «Дезинформация», @kevinledo, Флорида // Фото: @urbanmuralhunter

34 IT-компании, включая крупнейшие корпорации Google, Meta, Microsoft, TikTok и Twitter, в июне 2022 года подписали обновленный Кодекс по борьбе с дезинформацией Евросоюза (The 2022 Code of Practice on Disinformation). Он связан с новыми законами ЕС о модерации контента и о цифровых услугах. В рамках борьбы с дезинформацией компании обязались работать над ее исключением из рекламных систем (демонетизация), блокировкой вредоносной и ложной информации, созданием систем маркировки контента и сети фактчекеров. Два раза в год подписанты должны представлять Еврокомиссии отчеты о проделанной работе по борьбе с дезинформацией и соблюдении положений кодекса.

Первые отчеты были опубликованы в конце января-начале февраля 2023 года. В большинстве случаев в них содержится информация за третий квартал 2022 года. Помимо основных постоянных секций в отчетах есть специальный дополнительный блок, посвященный борьбе с распространением дезинформации в контексте кризисов — пандемии коронавируса и российско-украинского конфликта.

Meta

  • В четвертом квартале 2022 года из Facebook и Instagram в ЕС были удалены более 2,9 млн рекламных объявлений, 8,8 тыс. из них — за нарушение политики платформ в отношении дезинформации. 
  • В третьем квартале 2022 года Meta заблокировала 1,5 миллиарда фейковых аккаунтов Facebook по всему миру (99,6 % из которых были активными), что, по оценке компании, составляет около 5 % ежемесячных активных пользователей соцсети.
  • В 2021 году Meta потратила около $5 млрд на безопасность. «Все эти инвестиции направлены на борьбу с распространением вредоносного контента, включая дезинформацию», — подчеркнули в корпорации. Также с 2016 года Meta выделила более $100 млн на программы фактчекинга и медиаграмотности.
  • В отчете Meta* упомянула, что разрешила украинским пользователям публиковать угрозы в адрес российских военных (именно из-за этого корпорация была признана в России экстремистской и запрещена, а Instagram и Facebook заблокированы. — ADPASS). Но в Meta подчеркнули, что язык вражды в отношении русского народа недопустим. «Мы не потерпим русофобию или какие-либо притеснения, дискриминацию или насилие по отношению к русским на нашей платформе», — написано в отчете компании.
  • C весны 2022 года Meta выявила три дезинформационные сети на своих платформах, которые, как утверждают в компании, управлялись из России. Самая крупная состояла из 1633 аккаунтов, 703 страниц и одной группы в Facebook, а также 29 аккаунтов в Instagram. Сетка была в основном ориентирована на Германию, а также Францию, Италию, Украину и Великобританию. По оценке Meta, операция влияния началась в мае 2022 года и использовала разветвленную сеть из более чем 60 сайтов, выдающих себя за Spiegel, The Guardian, Bild, ANSA и другие европейские авторитетные СМИ. Корпорация назвала сеть «необычным сочетанием изощренности и грубой силы» и подчеркнула, что использование множества языков и подделка сайтов требовали существенных инвестиций.

TikTok

  • Только за третий квартал 2022 года TikTok удалил 865 тыс. фейковых аккаунтов, на которые были подписаны более 18 млн пользователей в Европе. Больше всего таких аккаунтов было зарегистрировано во Франции, Германии, Италии и Испании. Удаленные учетные записи составляли около 0,7% всех ежемесячно активных европейских пользователей.
  • TiKTok также занимается борьбой с накруткой лайков и подписчиков: за третий квартал 2022 года в ЕС соцсеть удалила 20 млн фейковых лайков и 124 млн ботов-подписчиков, а также предотвратила появление еще 317 млн накрученных лайков.
  • 29% европейских пользователей не делятся видео TikTok, если оно помечено ярлыком «Непроверенная информация».
  • TikTok не продвигает новостной контент, связанный с боевыми действиями в Украине. Но в соцсети отметили, что если пользователь все же взаимодействует с подобным новостным контентом, со временем его будет появляться больше в пользовательской ленте.
  • Соцсеть запретила продажу любых товаров, связанных с российско-украинским конфликтом, а также любые ссылки на информацию о них. С марта 2022 года TikTok не позволяет украинским и российским рекламодателям выходить на рынки ЕС.
  • TiKTok указал в отчете, что обнаружил дезинформационную сеть, распространявшую антиукраинскую пропаганду среди европейских пользователей летом 2022 года. Эти связанные между собой учетные записи, по утверждению соцсети, управлялись из России и ориентировалась на европейские страны, в первую очередь Германию, Италию и Великобританию. Сетка состояла из 1686 аккаунтов, которые маскировались под местных пользователей и, используя синтез речи, делились контентом с пророссийской позицией. Число их подписчиков составило 133,5 тыс. человек.
  • Соцсеть обнаружила и остановила еще несколько операций по управлению восприятием (операций влияния) в третьем квартале 2022 года. Две сетки управлялись из Тайваня и Кении и были рассчитаны на их население соответственно. А самой экзотической оказалась сеть из Испании, фейковые аккаунты которой ориентировались на англо- и испаноязычною аудиторию США и распространяли там «партизанский гражданский контент». Ее 104 аккаунта смогли привлечь аудиторию в 1,7 млн человек.
  • TiKTok подробно рассказал, как устроена «упреждающая модерация» контента на платформе:

1. Автоматизированная проверка. После загрузки на платформу ролики проходят через автоматизированную проверку, которая в режиме реального времени помечает видеоконтент, потенциально нарушающий правила TikTok. Если видео помечено системой как содержащее опасную дезинформацию, оно, в свою очередь, направляется на просмотр людям — специализированным модераторам TikTok по дезинформации. Пока ролик проверяется модераторами или же фактчекинговыми партнерами TikTok, оно не будет показываться в ленте.

Ролики также проверяются при помощи дедупликации данных — недавно загруженные видео сравниваются с хешированным контентом (контент, преобразованный в битовые строки установленной длины. — ADPASS), который уже был признан нарушающим правила платформы.

2. Целевые проверки. Время от времени модераторы TikTok также проводят целевые проверки определенного контента — в случаях, когда выявляются конкретные риски, например, опасная дезинформация. Это может включать целевую проверку использования определенного ключевого слова, URL-адреса или хэштега, связанных с контентом с высокой степенью риска.

3. Фактчекеры и эксперты. TikTok использует собственных специалистов по проверке фактов и независимых экспертов, чтобы узнать о тенденциях распространения дезинформации на других платформах. Эта информация помогает соцсети улучшить собственную модерацию.

Google

  • С 1 января 2020 года по 30 апреля 2022 года сервис Google Ads заблокировал или удалил более 103,5 млн рекламных объявлений, связанных с COVID-19. Они содержали рекламу медицинских товаров по завышенным ценам и фальшивых вакцин, распространяли ложную информацию о пандемии и так далее.
  • В третьем квартале 2022 года сервис Google AdSense заблокировал европейскую рекламу 3 млн страниц и 1,6 тыс. сайтов, содержащих манипулятивную, ненадежную, опасную или оскорбительную информацию. По оценке Google, совокупная стоимость этой рекламы в случае публикации могла составить €13,3 млн.
  • С 24 февраля 2022 года YouTube заблокировал более 800 каналов и 4 млн видеороликов, связанных с российско-украинским конфликтом. В частности, Google сообщил, что YouTube запрещает контент, который отрицает, преуменьшает или упрощает российские действия и продолжающийся украинский кризис. Например, на платформе запрещены утверждения о том, что действия России являются миротворческой или освободительной операцией или операцией по денацификации. Избежать блокировки с таким контентом могут образовательные, документальные, научные или художественные ролики.
  • Весной 2022 года Google Ads заблокировал более 8 мн рекламных объявлений, связанных с российско-украинским конфликтом.
  • 150 сайтов украинских госструктур и СМИ для защиты от DDoS-атак пользуются бесплатным сервисом Google Project Shield (cервис позволяет Google поглощать плохой трафик в DDoS-атаках, выступая в качестве «щита» для небольших веб-сайтов, он предоставляется бесплатно ограниченным категориям сайтов — медиа, права человека, выборы. — ADPASS).
  • В течение 2,5 лет Google направит $13,2 млн организациям и специалистам, работающим в сфере проверки информации.

Microsoft

  • Принадлежащая Microsoft соцсеть LinkedIn в декабре 2022 года предотвратила создание или заблокировала 849,5 тыс. фейковых европейских аккаунтов.
  • С января по сентябрь 2022 года сервис Microsoft Advertising ежемесячно предотвращал показ около 5 млн рекламных сообщений, связанных с COVID-19 и вакцинами против него, 2,3 млн из которых предназначались для европейского рынка. Еще около 40 тыс. рекламных объявлений, касавшихся коронавируса, ежемесячно удалялись уже после публикации.
  • С февраля по декабрь 2022 года Microsoft Advertising отклонил около 25 тыс. заявок рекламодателей со всего мира, связанных с украинским кризисом, и удалил 2328 доменов.
  • У Microsoft есть принципы целостности информации, которая компания приняла в июле 2022 года. Это базовый набор обязательств, которые должны соблюдать все подразделения корпорации. Вот они:

1. Свобода выражения мнения. Microsoft будет уважать свободу выражения мнения и поддерживать возможности клиентов создавать, публиковать и искать информацию с помощью платформ, продуктов и услуг коропорации.

2. Авторитетный контент. Microsoft будет уделять первоочередное внимание авторитетному и релевантному контенту для противодействия иностранным кибероперациям влияния.

3. Демонетизация. Microsoft не будет намеренно получать прибыль от иностранных киберопераций влияния и их акторов.

4. Упреждающие усилия. Microsoft будет активно работать над тем, чтобы ее платформы и продукты не использовались в иностранных кибероперациях влияния.

Twitter

Отчет Twitter о выполнении обязательств по борьбе с дезинформацией отличается от других — прежде всего, неполнотой — и местами составлен довольно издевательски, будто новый владелец соцсети Илон Маск писал его лично. Например, в разделах, посвященных обязательствам компании в отношении политической рекламы, кратко сказано, что они «не имеют отношения к нынешнему подходу Twitter к политической и рекламной деятельности в Европе», но «в будущем этот подход может измениться». В итоге отписка Twitter заняла 76 страниц, большая часть из которых оказалась незаполненными формами (у остальных крупных IT-корпораций документы составляли от 160 до 250 страниц). Еврокомиссия раскритиковала Twitter за этот отчет, заявив, что компания отстала от других в борьбе с дезинформацией.

  • Судя по отчету, своим главным оружием против вредоносного контента и дезинформации Twitter считает «Отметки сообщества» (Community Notes). Эта функция представляет собой модель децентрализованной модерации контента при помощи пользователей. Пользователи-контрибьюторы могут оставлять пометки в любом твите, который посчитают сомнительным, и если достаточное количество других контрибьюторов оценят это замечание как полезное, отметка будет публично показана в твите. «Отметки сообщества» пока тестируются в ограниченном режиме в США, Канаде, Великобритании, Ирландии и Австралии, функция доступна 20 тысячам пользователей.
  • С начала российско-украинского конфликта Twitter заблокировал около 75 тыс. связанных с ним манипулятивных аккаунтов. В компании отметили, что около 65% контента, нарушающего правила соцсети, выявляется автоматизированными системами модерации, остальное — при помощи ручной проверки.
  • В Twitter считают, что собрали лучшую в мире базу данных о различных прогосударственных манипулятивных кампаниях в соцсетях и операциях влияния. В ней содержится девять терабайтов медиаданных и 200 млн атрибутированных твитов из 17 стран, которые собираются с 2018 года.


* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

** признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Marketing 360
30.10.2024
Сетка
25.10.2024
Редакция ADPASS
08.10.2024