Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Meta* выпустила ИИ-генератор музыки MusicGen с открытым кодом. Он может создавать короткие инструментальные треки на основе текстового описания, а также с использованием референса — загруженного отрывка композиции. Нейросеть пока сочиняет довольно посредственную музыку, не разбирается в музыкальных коллективах, но талантливо делает аранжировки, убедился корреспондент ADPASS.
MusicGen — это новый музыкальный генератор на основе ИИ от корпорации Meta. Научный сотрудник Facebook** Габриэль Синнев представил нейросеть на LinkedIn и GitHub 10 июня. Он описал ее как «простую и управляемую модель для создания музыки», в которой используется звуковой токенизатор Meta EnCodec и модель преобразователя.
Нейросеть может превратить текстовое описание — например, «рок-песня 90-х с электрогитарой и тяжелыми ударными» — в аудио длиной до 30 секунд (в демо-версии — 12 секунд). Также можно загрузить композицию-референс, и тогда MusicGen создаст отрывок на ее основе, следуя текстовым указаниям.
MusicGen обучили на 20 тыс. часов музыки, включая 10 тыс. «высококачественных» лицензированных музыкальных треков и 390 тыс. инструментальных композиций из медиабиблиотек ShutterStock и Pond5.
Демоверсию можно потестировать на хостинге Hugging Face, репозитарий доступен на GitHub. Пока Meta не представила код, который она использовала для обучения нейросети, но выложила четыре предобученные модели, которые можно запустить на графических процессорах (GPU) с видеокартой Nvidia от 8 Гб и выше. Пользователь @ligofff подробно рассказал на «Хабре», как это сделать.
Гонка музыкальных нейрогенераторов
Meta выпустила MusicGen вдогонку Google, который в конце января представил свой экспериментальный музыкальный ИИ-генератор MusicLM — но пока так и не сделал его доступным для всех пользователей. Возможность записаться в очередь на его тестирование в AI Test Kitchen появилась только 10 мая.
У OpenAI есть показанная в 2020 году модель Jukebox, которая может генерировать песни даже с вокалом, но она все еще находится в процессе доработки и сейчас закрыта для использования.
Корреспондент ADPASS протестировал музыкальный генератор в демоверсии на Hugging Face. Чтобы воспользоваться ей, нужно заполнить окно текстового запроса на английском, по желанию загрузить аудио-файл для референса и подождать в очереди от 80 до 800 секунд.
Для начала корреспондент попросил MusicGen написать постпанковую композицию, похожую на Joy Division. На выходе получился какой-то невнятный гаражный кавер «Короля и Шута».
Синтипоп-песня 80-х, где была бы драм-линия в стиле Kraftwerk, тоже не удалась. Стало понятно, что нейрогенератор не реагирует на текстовые референсы в виде названий музыкальных коллективов и не может стилизовать под них треки.
Но MusicGen неожиданно хорошо справился с аранжировкой в стиле 80-х самого известного произведения для органа Иоганна Баха «Токката и фуга ре минор, BWV 565» (это был один из примеров на Hugging Face). Из 10-секундного закачанного отрывка и описания «зажигательная поп-песня 80-х с тяжелыми ударными и синтетическими пэдами на заднем плане» получилась довольно качественная музыка в стилистике A-ha.
С нынешней продолжительностью и качеством треков музыкальный генератор Meta может быть потенциально интересен разработчикам инди-игр и создателям контента для соцсетей. Но в целом, в отличие от ChatGPT и генерирующих изображения нейросетей, наступающих на пятки копирайтерам и дизайнерам, MusicGen и подобные ему модели пока далеки от того, чтобы отобрать работу у музыкантов.
Создание уникальной музыки для коротких видео Reels, TikTok, YouTube Shorts без опасения быть забаненным за нарушение авторских прав выглядит заманчиво. Но только когда с этим треком не нужно будет возиться дольше, чем с самим видео.
А пока что по-прежнему проще использовать разрешенную на платформе известную песню, бесплатную музыку или композиции по лицензии Creative Commons.
* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ
** продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Впервые за три года господство ChatGPT пошатнулось. Выпущенная Google во вторник ИИ-модель Gemini 3 возглавила ключевые рейтинги, а у одноименного приложения уже более 650 млн пользователей. Реакция конкурентов показательна: Anthropic экстренно объявил о партнерстве с Microsoft на $30 млрд, а OpenAI подозрительно воздерживается от своих обычных PR-контратак. Глава ИИ-направления Google Демис Хассабис уверенно заявил, что компания «поднимется на вершину» в ИИ независимо от того, лопнет ли надувающийся не первый год пузырь инвестиций в этот сегмент, или нет.
Самая популярная нейросеть, используемая в российских рекламных агентствах, — ChatGPT. Cамая частая цель использования ИИ-сервисов в рекламе — генерация текстов и идей. В подавляющее большинстве (73%) агентств отмечают рост эффективности в связи с внедрением ИИ, но доход нейросети приносят вдвое реже (в 35%) агентств. Таковы главные выводы исследования «Использование ИИ в рекламе», подготовленного Аналитическим центром российской индустрии рекламы (АЦ РИР) в октябре 2025 года.
«Яндекс» меняет парадигму работы с рекламными инструментами — вместо навигации по десяткам вкладок и настроек скоро можно будет просто написать инструкцию в чат. Компания объявила на конференции Rekonfa, что запускает ИИ-помощников в «Директе», «Метрике», AppMetrica и РСЯ, которые не только отвечают на вопросы, но и выполняют действия: формируют отчеты, анализируют причины падения трафика, создают изображения и видео по текстовому описанию. По данным «Яндекса», 90% маркетологов, работающих с «Директом», уже используют различные ИИ-инструменты в своей работе. Новые технологии на базе Yandex Neuro Ads, утверждают в компании, уже повысили эффективность рекламных инструментов на 29% год к году в третьем квартале.

