16.02.2022, 09:50

Каршеринг: от Москвы до самых до окраин

Автопроизводитель «Соллерс» и оператор зарядных станций энергохолдинга «РусГидро» запустят каршеринг электромобилей «РусГидроВайз» в июне 2022 года во Владивостоке. На начальном этапе автопарк будет состоять из 15-70 машин — это будут бюджетные китайские кроссоверы JAC. Электромобили дешевле в обслуживании, поэтому переход каршерингов на них перспективен. ADPASS рассказывает, как устроен и развивается рынок каршеринга в России.

Каршеринг «РусГидроВайз» уже оформил сделку по финансовому лизингу 15 китайских электромобилей JAC с «ВТБ Лизингом» на сумму 31,5 млн руб. Автомобильный сервис запустится во Владивостоке в июне, сообщили «Коммерсанту» в «Соллерсе».

ООО «РусГидроВайз» — СП «Соллерс Груп» и дочерней структуры «РусГидро» АО «Гидроинвест», созданное в ноябре 2021 года. Ее совладельцами в равных долях являются «дочка» «РусГидро» АО «ГидроИнвест», и ООО «Соллерс Груп» Вадима Швецова.

«Соллерс» — российская автомобилестроительная компания со штаб-квартирой в Москве. В «РусГидроВайз» компания займется подключением телематики (она нужна для электромобилей, чтобы обеспечивать их постоянную работу — удаленно следить за зарядом батареи и прочее).

«РусГидро» — крупнейший российский энергетический холдинг, владелец большинства гидроэлектростанций страны. Развивает сеть зарядных станций для электромобилей на Дальнем Востоке.

В планах каршеринга за лето расширить автопарк до 70 машин. Всего в 2022–2023 годах планируют закупить 140 электромобилей. В «РусГидро» добавили, что сейчас наблюдается дефицит электромобилей, и это задерживает создание большого парка машин для нового сервиса.

Этот будет китайский JAC iEV7 — единственный электромобиль массового сегмента, у которого есть сертификация в РФ и поддержка от производителя. Цена на него стартует от 2,8 млн руб (данные «Автостата»).

В «РусГидро» рассказали, что «в ближайший год-два в части электрозарядок выйдут на операционную безубыточность и начнут возвращать инвестиции».

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов, в свою очередь, утверждает, что каршеринг начнет массово закупать автомобили по мере развития инфраструктуры для их подзарядки. Он также подчеркивает актуальность этого направления из-за более бюджетного обслуживания электромобилей по сравнению с другими типами авто.

Беспалов оценил эту инициативу как тест бизнес-модели (парк с несколькими десятками машин все равно не покроет спрос). Владивосток, полагает он, выбрали из-за небольшой конкуренции.

Тарифы каршеринга пока неизвестны, однако ранее «РусГидро» рассказывала, что пользователям каршеринга будет доступен поминутный прокат электромобилей с различными тарифами и возможность взять машину на выходные. Цены будут сопоставимы другими городах РФ, сказали в «Соллерс Груп».

По словам главы «Соллерс» Вадима Швецова, по опыту каршеринга во Владивостоке станет ясно, будет ли проект расширяться в другие регионы.

Рынок каршеринга в России

Каршеринг в России появился в 2012 году, а с 2015 стал активно развиваться. На данный момент в России существует 18 сервисов для каршеринга (данные ведущего российского издания о каршеринге «Трушеринг»). В основном они сосредоточены в столице. Инвестиционный банк JPMorgan назвал московский рынок каршеринга одним из самых быстроразвивающихся в мире. В России услугами подобных сервисов пользуются более 1 млн человек.

Популярность сервиса обусловлена развитием шеринговой экономики — когда иметь свое невыгодно и неэффективно, а брать в аренду и делиться, — удобно и выгодно. В столице рост подстегнуло и введение платной парковки — для каршеринговых автомобилей предоставляются льготные условия, в то время как парковать личный автомобиль в столице стало дорогим удовольствием. Такую систему поддерживает правительство Москвы (оно и ввело льготные условия парковки для арендованных машин) — каршеринг помогает разгрузить дороги и улучшить дорожную обстановку в целом.

68 млрд
руб.

объем российского рынка каршеринга в 2021 году (+85% в сравнении с 2020 годом)

41 млрд 
руб.

прогнозируемая выручка за 2021 год (+82% в сравнении с 2020 годом)


Согласно исследованию «ТИАР-Центр» и кластера РАЭК/Sharing Economy.

Сервисы-лидеры

  1. «Делимобиль». Автопарк: 17 тыс. машин. Доля на рынке по числу поездок (данные на июнь 2021 года): 40,5%. Работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде (+Бор, Кстово, Дзержинск), Екатеринбурге, Новосибирске (+Бердск), Самаре (+Тольятти), Краснодаре (+Геленджик).
  2. «Яндекс.Драйв». Автопарк: 17,2 тыс. машин. Доля: 39,9%. Работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи. В его линейке представлен один электрокар — Nissan Leaf.
  3. BelkaCar. Автопарк: 5,7 тыс. машин. Доля: 15,9%. Работает в Москве, Сочи и Краснодаре.

Доля других операторов на июнь 2021 года составила 3,7%. Среди них: «Ситидрайв» (ex. YouDrive), Rent A Ride, Rentmee, Carenda, Anytime Prime, «Рули», Lifcar, Voron, Cars7, Сhaikacar, MaturCAR, ShareMobil, Bi-bi.car, URАмобиль и Vorona Car.

По прогнозам Frost&Sullivan, к 2025 году половина водителей Москвы и Санкт-Петербурга будут пользоваться услугами каршеринга. На данный момент доля клиентов подобных сервисов в этих городах составляет 22,3% и 12,9% соответственно.

15 февраля 2022 года «Яндекс» опубликовал отчетность, согласно которой выручка Яндекс.Драйва за год выросла на 45% и достигла 12,3 млрд рублей.

Каршеринги активно занимаются продвижением с помощью рекламных роликов.

BelkaCar совместно с рекламным агентством The Directors представили ролик о тех, кто поздно возвращается домой и кому, конечно же, будет полезен сервис автомобилей. Ролик оказался удачным и набрал более 8 млн просмотров.

В другом ролике сервиса главная героиня (Варвара Шмыкова), которая находится в положении, хочет то «остренького», то «жевать мел», то «понюхать шпалы». Ночным передвижениям в поиске этого всего, помогает, конечно, каршеринг. Ролик стал очень успешным, набрав 24,5 млн просмотров на YouTube. Ролик создали совместно агентства Zebra Hero и The Directors.

«Делимобиль» сняли рекламу, в центре которой — опасное вождение. В основе ролика социальный эксперимент, в котором участников сначала просят прокатиться по гоночному треку, а потом сделать то же самое, но уже со своей мамой на пассажирском кресле. Итог эксперимента: в первом заезде несколько мелких столкновений, во втором — ни одного. Ролик был приурочен ко Дню матери и создан креативным агентством More. Таким образом создатели ролика призвали водителей к аккуратной езде. Ролик набрал более 6 млн просмотров.

Авторы:
Диана Добродий
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
29.10.2024
маркетингово-коммуникационная группа Logos Group
29.10.2024
Редакция ADPASS
11.10.2024