Блогеры вычитают газеты: реклама вырастет везде, но не в печатных СМИ
Агентство «Оккам» по итогам 2023 года прогнозирует рост рекламного рынка на 17,3%, до 656,5 млрд рублей. Другие участники рынка менее оптимистичны и предсказывают рост от 5% до 15%. Печатную прессу, потерявшую по итогам прошлого года 41% рекламных доходов, ожидает дальнейшее сокращение поступлений в пределах 25%. Хлеб у газет и журналов отбирают видеоплощадки и блогеры, которых предпочитают рекламодатели.
По прогнозу «Оккам», рекламный рынок по итогам 2023 года ждет рост на 17,3%, до 656,5 млрд рублей, пишет «Коммерсант». Похожую оценку дает и баинг-директор NMi Group Дмитрий Виноградов, предполагая увеличение доходов по итогам года на 15%. Директор по трейдингу и медиапартнерствам Group4Media Михаил Елисейкин ждет рост продаж на 13% «при отсутствии новых глобальных негативных факторов». Самый консервативный прогноз дали в OMD OM Group: там считают, что рынок вырастет всего на 5-7%.
Одновременно все опрошенные изданием эксперты сходятся во мнении, что позитивная тенденция не коснется рынка рекламы в прессе.
Дмитрий Виноградов считает, что рекламные доходы прессы с большой долей вероятности продолжат сокращаться. Эксперт оценивает возможное сокращение в 25% или более. Но, замечает он, падение может быть смягчено цифровыми проектами издательских домов, которые «продолжат расти уверенными темпами».
Тенденция падения в печатных СМИ связана с закрытием изданий, в том числе глянцевых журналов, считают аналитики «Оккам»: «Большое количество изданий либо вообще прекратило существование из-за отзыва лицензий зарубежными компаниями, либо значительно сократило периодичность выхода».
Основные зарубежные рекламодатели покинули рынок, а оставшиеся «предпочитают закупать рекламу у видеоплощадок и крупных блогеров», описали ситуацию источники издания.
По информации Российской книжной палаты, в 2022 году общий тираж газет в России (количество экземпляров, выпущенных всеми действующими изданиями) составил 3,94 млрд. Это на 9% меньше, чем годом ранее (около 4,32 млрд экземпляров). Такая же тенденция отмечается и в журнальном сегменте: в 2022 году количество номеров снизилось на 3,47%, до 41,7 тыс., хотя годом ранее тиражи журналов выросли на 6,3%.
Сопредседатель комитета паблишеров АКАР, директор по закупкам прессы ГК «Родная речь» Елена Заграничная рассказала, что падение объема доходов печатной прессы в 2022 составило 41%. Эксперт связывает это с уходом крупных европейских рекламодателей, но отмечает, что уже с осени 2022 года журнальный рынок «заметно оживился».
Впрочем, сами издатели настроены оптимистичнее и к концу 2023 года ожидают роста рекламной выручки.
Президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) и гендиректор холдинга «ИМ-Медиа» («Тайны звезд», «Оракул», «Тещин язык» и др.) Алексей Иванов связывает ожидания роста доходов с тем, что «после шокового второго квартала 2022 года уже к осени мы смогли заместить выпадающие доходы от рекламы благодаря новым контрактам». Эксперт ожидает роста выручки от рекламных доходов в 5-10% год к году.
Повышение интереса рекламодателей к газетам отмечает и первый заместитель гендиректора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина. По ее словам, наиболее значимыми моментами в этом стали — возвращение крупных банков, «которые в 2022 году практически полностью ушли из охватной прессы», рост объемов сегментов «медицина» до уровня допандемийного 2019 года и существенный рост выручки от грантовых проектов.
Печатная пресса упала, но не сильно
Хотя доходы издателей печатной прессы в 2022 году снизились на 41%, до 4,8 млрд рублей, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), но издатели считают прошлый год удачным для рынка. Об этом представители Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) заявили на совместной пресс-конференции с АКАР. По оценке ГИПП, с учетом доходов от цифровых ресурсов рекламные бюджеты в прессе сократились всего на 11%, а в абсолютных цифрах доход издателей составил 23 млрд рублей. Еще около 1,6 млрд рублей в 2022 году первая десятка издательских домов заработала на нативной рекламе и спецпроектах, на которые пришлось порядка 28% от официальных доходов сегмента.
Более половины от 41-процентного падения доходов прессы, заявленного в оценке АКАР, пришлось на издания, которые закрылись в 2022 году, отметил гендиректор «ИМ-медиа» Алексей Иванов. В ГИПП сообщили, что фиксируют активный рост рекламных доходов издателей в цифровом сегменте последние шесть лет. В 2022 году он составил 15%.
По данным Mediascope, в 2022-м значительно увеличился спрос среди читателей 16–24 лет, а в начале 2023-го газеты фиксируют рост молодой аудитории до 35 лет на 11% (NRS, AIR, сентябрь-февраль 2022-2023 годов, россияне 16 лет и старше). При этом средняя аудитория одного номера по России снизилась на 1%, по Москве выросла на 1%, а по ряду возрастных групп медиаизмеритель зафиксировал рост.