Потребители предпочитают есть и беречь: крупные непродовольственные ритейлеры закончат год с убытками
Переход россиян к «сберегательной модели» потребления и растущая конкуренция со стороны e-com отрицательно сказываются на экономических показателях непродовольственного ритейла. Многие крупнейшие сети могут закончить год с минимальной прибылью или даже с многократно возросшими убытками. Продовольственная розница тем временем продолжает расти. Драйвером развития сегмента стала интернет-торговля. Так, онлайн-продажи продуктов питания у X5 Digital за первый квартал 2025 года выросли более чем на 55%, а у «Вкусвилла» по итогам прошлого года доставка продуктов принесла 50% оборота.
Фотография Dmitry Ant / Unsplash
Около половины крупных российских непродовольственных ритейлеров рискуют по итогам 2025 года уйти в минус, пишет «Коммерсант», ссылаясь на прогноз вице-президента Союза торгцентров России (СТЦ) Алексея Блюмкина. С мнением главы отраслевой ассоциации согласна руководитель отдела аренды торговых площадей CORE.XP Надежда Цветкова, которая указала на отрицательную динамику продаж в начале года, которые у многих крупных компаний снизились на 30–35%.
Ухудшение ситуации подтверждаются данными аналитического сервиса «Платформа ОФД», согласно которым количество приобретений одежды и обуви в январе-марте 2025 года снизилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средний чек вырос только на 3%. Этот показатель значительно отстал от уровня официальной инфляции, достигшей в марте 10,3%.
Почему владельцев ТЦ интересуют прибыли и убытки арендаторов
Ответ на этот вопрос казалось-бы прост: убыточный ритейлер отказывается от аренды помещения в ТЦ, и компания владелец торговой площади теряет прибыль. Но есть еще один важный момент, который необходимо учитывать, — аренда торговых площадей по модели turnover rent («процент от оборота»). Согласно такой схеме, помимо фиксированной арендной платы предусмотрен дополнительный платеж в виде процента от выручки арендатора, если доход превышает установленный минимальный уровень. Такая практика выгодна бизнесу с ярко выраженной сезонностью или нестабильной динамикой продаж, поскольку позволяет адаптироваться к изменениям спроса. Поэтому негативные финансовые итоги ведущих российских ритейлеров способны оказать влияние на владельцев торговых центров. Именно такие крупные сетевые магазины зачастую составляют ядро арендаторов большинства ТЦ, обеспечивая значительную долю поступлений от аренды.
По прогнозу СТЦ, убытки обувной сети Kari (основное юридическое лицо ООО «Кари») могут вырасти более чем в 19 раз, с 329 млн рублей в 2024 году до 6,4 млрд рублей в 2025-м. Аналогичная ситуация может сложиться и у других известных брендов: убытки «Спортмастера» увеличатся почти в девять раз — с 1,5 млрд до 12,2 млрд рублей, сети «Твое» — с 372 млн до 1,4 млрд рублей, а магазина косметики «Подружка» — с 678 млн до 1,7 млрд рублей.
По мнению главы ассоциации, несмотря на положительные показатели предыдущих лет, некоторых крупных российских ритейлеров в 2025 году ожидают серьезные финансовые сложности. Так, ООО «Домашний интерьер», юридическое лицо бренда Hoff, которое в 2024 году показало прибыль в размере 191 млн рублей, в этом году может получить убыток в сумме 1,3 млрд рублей. Ostin (ООО «Остин»), известный одежный бренд, также в зоне риска и может получить 458 млн рублей убытка против чистой прибыли 2,6 млрд рублей в прошлом году. Наконец, компания Familia (ООО «Максима Групп»), специализирующаяся на продаже одежды и аксессуаров, может резко сократить прибыль — с 1,9 млрд рублей в 2024 году до 11 млн рублей в этом.
Мнение ритейлеров
Генеральный директор сети «Подружка» Станислав Мелингер не согласился с пессимистическим прогнозом главы СТЦ относительно финансового положения своей компании. При этом топ-менеджер признал, что в 2025 году рынок ритейла столкнется с трудностями.
Представители Hoff подчеркнули стабильность развития своего бизнеса, несмотря на некоторое замедление роста чистой прибыли в 2024 году вследствие внешних обстоятельств. За первый квартал текущего года компания Hoff сообщила о чистой прибыли в размере 169 млн рублей, но данные за тот же период предыдущего года не раскрыла.
Возможные причины убытков непродовольственных офлайн-ритейлеров в 2025 году
Руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева в своем комментарии изданию объясняет ухудшающиеся тенденции снижением потребительской активности тем, что сейчас россияне предпочитают размещать средства на банковские депозиты вместо покупки товаров. По состоянию на начало апреля 2025 года, общая сумма вкладов физических лиц достигла 57,9 трлн рублей, что демонстрирует стремление потребителей экономить и инвестировать накопления.
Еще одним фактором стало активный переход покупателей в сферу электронной коммерции. Согласно исследованиям агентства Infoline, рынок онлайн-продаж за прошлый год продемонстрировал впечатляющий рост на 37%, увеличив обороты до 11,3 трлн рублей.
Продовольственный ритейл растет онлайн
На фоне печальной статистики и неутешительных прогнозов выручки непродовольственных ритейлеров их коллеги, торгующие продуктами питания, демонстрируют уверенный рост. Так, по данным Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) рынок доставки продуктов, включив сегмент общественного питания, за первый квартал 2025 года вырос на 71%, достигнув объема в 530 млрд рублей. Лидером сегмента стала X5 Digital, показавшая увеличение выручки на 55,6% до 78,2 миллиарда рублей. При этом чистая выручка всей X5 Retail Group за первый квартал тоже выросла и достигла 1,1 трлн рублей (+20,7% год к году).
Особенно выделяется доля цифровых каналов в реализации продуктов питания, составляющая уже 5,6% общего товарооборота. В отдельных компаниях, таких как «Вкусвилл», эта цифра достигает даже 50%. Возможно, поэтому «Вкусвилл» и сокращает число розничных торговых точек. По данным агентства Infoline, в период с января по март 2025 года сеть закрыла 238 офлайн-магазинов, сократив их общее количество на 10,5% по сравнению с предыдущим годом.
Тем не менее, расширение сферы онлайн-продаж сопровождается снижением среднего чека — на 5%, до 1,48 тысячи рублей. Чтобы компенсировать уменьшение средней суммы заказа, ритейлеры вынуждены вводить ограничения минимального размера заказов и повышать требования к условиям доставки.