С места в карьеру: участники XXIV рекламного форума в Нижнем Новгороде о том, как стать рекламистом-профессионалом
Сделать карьеру в рекламе можно всего за два-четыре года, а средний возраст сотрудников составляет 25–35 лет. Участники этого рынка разрешают своим сотрудникам трудиться удаленно и приходить в офис два раза в неделю, но только некоторые рекламные группы согласны, чтобы люди работали из-за границы. Представители Национального рекламного альянса (НРА), «СберМаркетинга», групп АДВ и «Игроник» рассказали участникам сессии «Реклама как профессия: драйв, риск и четкое планирование», прошедшей в Нижнем Новгороде в ходе XXIV рекламного форума, о том, какие карьерные перспективы ждут тех, кто хочет сделать рекламу своей профессией.
Должностные перспективы
Участницы сессии рассказали, что рекламный бизнес — отрасль, в которой можно быстро сделать карьеру. «Реально за два-три года с нуля дорасти до позиции руководителя группы (group head), у которого в подчинении от трех до девяти человек», — поделилась своими наблюдениями директор департамента интернет-рекламы «СберМаркетинга» Екатерина Рыжавина.
По словам директора по медиапланированию группы АДВ Екатерины Осьмак, по внутренней статистике компании рост от младшего менеджера (junior) до руководителя группы занимает в среднем четыре года. При этом в АДВ нередки случаи, когда младший специалист через шесть лет работы становится гендиректором одной из компаний, входящих в группу. «Бизнесы растут, агентства могут расширять штат в полтора-два раза», — рассказала она.
Начать карьеру в рекламе можно и без профильного образования. Старший digital-менеджер группы «Игроник» Мафтуна Гольдштейн, рассказала, что пришла в «Игроник» на позицию ассистента «совсем без опыта и профильного образования». По ее словам, карьерный путь с позиции ассистента до младшего ассистента занял восемь месяцев, а за год она доросла до следующей должности.
Екатерина Рыжавина обратила внимание, что кадровая политика крупных игроков рынка и меньших по размеру компаний может отличаться. «В небольших организациях возможен более быстрый карьерный рост, а в крупных компаниях процесс занимает чуть больше времени», — отметила она.
Чего ждать от собеседования
Участницы сессии отметили, что трудоустройство в крупные технологические компании часто связано с большим количеством собеседований. Однако, по словам Екатерины Рыжавиной, в «СберМаркетинге» такого не бывает. «Очень редко бывает, чтобы соискатели проходили у нас больше двух-трех собеседований. Сначала рекрутер списывается и созванивается с кандидатом, чтобы понять интересна ли ему вакансия, следом идет онлайн-собеседование. В зависимости от позиции, на которую претендует человек, может понадобиться еще один этап», — рассказала она.
Екатерина Рыжавина, «СберМаркетинг»
Екатерина Осьмак из АДВ говорила, что в ее практике собеседование, которое проводится с помощью сервисов видеосвязи, не всегда позволяет установить личный контакт с человеком. Очный разговор часто позволяет добавить недостающие штрихи и «какие-то краски». По словам Екатерины Осьмак, в АДВ часто приглашают на собеседование не только непосредственного руководителя, но и других членов его команды: компании важно, чтобы люди сразу увидели друг друга и поняли комфортно ли им будет работать вместе.
Работа на удаленке
В «СберМаркетинге» практикуют гибридный формат работы, рассказала Екатерина Рыжавина. Два-три дня в неделю сотрудники работают в офисе, а остальное время трудятся удаленно. «Мы очень спокойно относимся к удаленке и гибко подходим к организации рабочего процесса. Но если человеку комфортнее и проще сосредоточиться именно в офисе, никто не запретит ему приходить каждый день. Тем более в офисе для сотрудников созданы все условия для комфортной работы», — отметила она.
Гибридный формат применяют и в АДВ. По словам Екатерины Осьмак, в среднем команды собираются в офисе один-два раза в неделю, чтобы «не терялся командный дух». Правда, такой график возможен только для опытных работников. «Новым сотрудникам для погружения в рабочий процесс намного эффективнее приходить в офис, где руководитель может и вживую объяснить, и руками показать, например, как работают те или иные программы», — поделилась она. Кроме того, график работы зависит и от специализации сотрудника: на одних позициях важно ходить на внешние встречи, тогда сотрудники чаще бывают в офисе. А какие-то должности, например, связанные с выгрузкой данных, наоборот, не требуют постоянного присутствия.
Екатерина Осьмак, АДВ.
Работа и путешествия
Вокруг модной идеи совмещать работу и путешествия развернулась дискуссия. По словам Екатерины Рыжавиной, протоколы службы безопасности «СберМаркетинга» не предполагают, чтобы сотрудники компании работали из-за границы. По мнению Юлии Аникиной из НРА, если в начале своей карьеры специалист «принимается отдыхать и работать в равных пропорциях», то вряд ли стоит ждать от него каких-то достижений: «Прежде, чем отдыхать, стоит поработать и чего-то добиться», — сказала она.
Юлия Аникина, НРА
К ним присоединилась Мафтуна Гольдштейн. По ее словам, в «`Игронике` нас никто не ограничивает в путешествиях в свободное от работы время», но, «когда процессы требуют присутствия и вовлечения, мы предпочитаем решать задачи в офисе, в окружении команды».
В АДВ, напротив, легко берут на работу тех, кто находится в других странах. «В наших командах есть те, кто работает и Грузии, Таиланде и Вьетнаме, — рассказала Екатерина Осьмак. — Такие люди получают стандартный пакет сотрудника, включая отпуск. Правда, рабочий график у них часто не слишком удобный — работаем по московскому времени и им часто приходится сидеть в ночь. Темп работы в АДВ бывает высоким, и компании важно, чтобы сотрудники его выдерживали».
Возраст в рекламе
Участницы сессии согласились с распространенным мнением, что реклама — профессия молодых. По словам Екатерины Рыжавиной, средний возраст сотрудников клиентского сервиса в «СберМаркетинге» составляет 27 лет, и в компании успешно показывают себя даже 20-летние. «Есть ребята, которые к 22–23 годам нарабатывают экспертизу, и затем быстро становятся руководителями групп», — отметила она. А вот сотрудники отдела продаж, по ее словам, в среднем старше — им около 32–35 лет.
Средний возраст работающих в АДВ — 26–28 лет. Но, по словам Екатерины Осьмак, во многих агентствах группы стандартной практикой является прием на работу ребят со старших курсов вузов, так как компании активно растут.
Юлия Аникина сообщила, что средний возраст работника НРА — около 35 лет. По словам Мафтуны Гольдштейн, таким же он был раньше и в «Игронике», но сейчас компания омолаживается и сотрудникам группы в среднем 30–32 года. При этом она рассказала, что сейчас в команде работает стажер, которому 19 лет и который учится на втором курсе института. «А в ближайшее время в мой отдел должна выйти девушка 22 лет», — подчеркнула Мафтуна Гольдштейн.
Мафтуна Гольдштейн, «Игроник».
Портрет работника
В рекламе много разноплановых специальностей и задач, поэтому работу в рекламном бизнесе могут найти как интроверты, так и экстраверты, считает Юлия Аникина. «Нам нужны как гуманитарии, так и люди с математическим и аналитическим складом ума», — поддержала коллегу Мафтуна Гольдштейн.
Она честно предупредила задумывающихся о карьере в рекламе, что основной объем работы агентства не связан с придумыванием креативов. «Если вы любите рисовать и писать — это тоже к нам. При этом ни одно медиаагентство не может обойтись без математики, и мы принимаем тех, кому нравится целый день смотреть в `Эксель` и сводить таблицы», — сказала она.
Те, кому важен умеренный темп в работе, находят себя в подразделениях, связанных с исследованиями, ИТ и разработкой, согласилась Екатерина Рыжавина. Но стоит помнить, что агентская работа в любом случае связана с общением с клиентом, так что развитые коммуникативные навыки нужны абсолютно всем.
Процесс поиска нового человека в команду «СберМаркетинга» часто можно сравнить с поиском бусины для коллекции, удивила собравшихся Екатерина Рыжавина. «Мы считаем, что лучше в самом начале уделить чуть больше внимания созданию команды, чем потом менять людей. Мы стараемся подобрать сотрудников так, чтобы уже на старте сформировать команду, в которой не будет ненужных трудностей и членам которой будет классно работать не только друг с другом, но и с клиентом», — описала она процесс подбора кадров.
Мафтуна Гольдштейн поделилась, как недавно принимала участие в подборе кандидата для работы с банком: «Департамент маркетинга банков — это очень вовлеченные люди, которые требуют повышенного внимания к деталям. Для коммуникации с клиентом `Игронику` нужен был человек им под стать: дотошный и склонный к перфекционизму, — рассказала она. — Также входным критерием было, разумеется, понимание специфики банковского сектора и работы с ним. И мы такого человека нашли».
Как проходят стажировки в рекламе
Преподаватель одного из нижегородских вузов поинтересовалась берут ли студентов на стажировку компании, представленные на секции.
Екатерина Рыжавина ответила, что в «СберМаркетинге» ежегодно запускают несколько разных программ: стажировки, практики, обучения. После успешного прохождения стажировки компания может взять стажера в штат на полную или частичную ставку, если есть релевантная позиция.Стажерская программа есть и в НРА. Компания платит стажерам 25 тысяч рублей в месяц.
В АДВ начинающих специалистов могут пригласить и на удаленную стажировку, правда, она ограничена по времени. Большая часть обучения в этом случае происходит в режиме реального времени дистанционно, хотя ребят также приглашают в офис, чтобы познакомиться с проектами.
В «Игронике» не практикуют удаленных стажировок. Мафтуна Гольдштейн объяснила, что желающему стажироваться в компании студенту из Нижнего Новгорода все же нужно будет приехать в Москву и ходить в офис «Игроника».