Российский рынок онлайн-продаж безрецептурных лекарств и парафармацевтической продукции (БАДы, средства по уходу за больными и прочие сопутствующие товары) представлен тремя большими группами игроков — интернет-магазины аптечных сетей, интернет-аптеки и специализированные фармацевтические маркетплейсы, а также крупнейшие маркетплейсы (Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет»), торгующие фармтоварами.
Развитие онлайн-канала продаж в фармацевтической отрасли в 2023 году резко затормозилось, заявили в аналитической компании RNC Pharma.
По их данным, в 2023 году общий объем онлайн-продаж/бронирования лекарств и парафармацевтической продукции на российских специализированных фармацевтических e-com-площадках составил 326,4 млрд рублей. Динамика фактически сравнялась со среднерыночной — 10,8% к 2022 году.
Общая доля онлайн-канала в фармпродажах составила 16,6%, это всего на 0,1% больше, чем в 2022 году. Аналитики RNC Pharma не видят предпосылок для опережающего развития онлайн-торговли в фармацевтическом секторе:
«Сейчас e-com фактически исчерпал возможности роста в условиях ограничений по разрешенному к продаже ассортименту <…> В отрасли все в большей степени ощущается давление со стороны крупных отечественных маркетплейсов, которые активно наращивают работу в категории товаров для красоты и здоровья».
О проблемах онлайн-торговли фармпрепаратами из-за конкуренции с маркетплейсами заявил гендиректор крупнейшей в России аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. По его словам, маркетплейсы находятся в более выгодном положении, чем аптеки, потому что не обременены лицензиями, необходимостью заниматься аккредитацией фармспециалистов, и забирают у аптечного сегмента большие категории товаров. В ходе аптечного саммита «Новая аптечная реальность в России и СНГ» он обратился к депутатам Госдумы с призывом разработать для крупных e-com-игроков «четкие правила поведения на фармацевтическом рынке»:
«Аптечный рынок теряет уже более 200 млрд рублей. Теперь вы не найдете в аптеке обычные ножницы для маникюра. Вы не купите даже детскую соску. В большинстве аптек этого товара нет, потому что эти категории утекли на маркетплейсы. С чем мы останемся? С рецептурой, на которую наценка 2%».
Некоторые участники рынка онлайн-торговли лекарственными препаратами возлагали надежды на эксперимент по онлайн-доставке рецептурных лекарств, запущенный в марте 2023 года в Москве, Подмосковье и Белгородской области. Но пока его результаты неудовлетворительны. Как подсчитал «Коммерсантъ», по состоянию на февраль 2024 года структуры девяти игроков фармрынка — «Еаптека», «Горздрав» (группа «36,6»), «Здоров.ру», структуры ГК «Эркафарм», «Здравсити», «Таблеточка», «Диалог»,«Аптеки столицы» и «Мособлмедсервис» — получили 29 разрешений на дистанционную торговлю лекарствами. При этом почти за год с запуска эксперимента по дистанционной торговле рецептурными лекарствами в Москве и Подмосковье было выдано менее 1,1 тыс. заказов, сообщили изданию в департаменте здравоохранения Москвы и минздраве Подмосковья. По Белгородской области данных нет.
Впрочем, эксперимент по онлайн-торговле и доставке рецептурных препаратов мог оказать только косвенное влияние на маркетинговые инвестиции в онлайн-продажи фармацевтической продукции, так как в России запрещена реклама рецептурных препаратов за исключением их продвижения на профессиональных площадках (медвыставки, конференции и специальные издания).
Российские фармпроизводители, представляющие одну из крупнейших категорий рекламодателей, традиционно рекламируются в основном на ТВ.
По данным «Сбермакетинга», телереклама заняла 84% в медиамиксе фармкомпаний за восемь месяцев 2023 года, доля интернет-рекламы составила менее 4%. Столько же приходилось на интернет-продвижение в 2022 году, но, например, в 2020 году доля диджитал в медиамиксе фармпроизводителей составляла 14%.
Тем не менее интернет-аптеки и специализированные фармацевтические маркетплейсы являются значимыми игроками онлайн-торговли с высоким потенциалом развития ритейл медиа. Согласно подсчетам Data insight, в 2023 году 19 фармацевтических e-com-площадок вошли в топ-100 крупнейших интернет-магазинов России по обороту (лучший результат у apteka.ru — 17-е место с 73,1 млрд рублей выручки), суммарно их выручка составила 260 млрд рублей. Ежемесячное число посетителей сайтов фармплощадок исчисляется десятками миллионов: по данным Similarweb, самыми популярными площадками в категории являются входят Apteka.ru и «Еаптека» с 21,4 млн визитов и 17,4 млн визитов в месяц соответственно.
Аналитики агентства Easy Commerce (технологический партнер «Оккам») исследовали инструменты продвижения и аналитики в сегменте торговли фармацевтической продукцией. Команда проанализировала десять площадок, где продаются лекарства и БАДы: Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», «Еаптека», «Планета здоровья», «Здравсити», «Ютека», «Вита» и «Аптека.ру». Информация собиралась из официальных медиакитов, открытых данных Data Insight, Mediascope и AdIndex, а также глубинных интервью с командами онлайн-аптек и маркетплейсов. Результат исследования представлен в виде отраслевого рэнкинга — E-commerce placement ranker (EPR).