Отсутствие диалога с бизнесом в ходе разработки закона может негативно сказаться на рынке, в частности на малых предпринимателях, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова. Если ограничить максимальный размер комиссии 10% и отменить плату за возврат товара, то маркетплейсы переложат обязанность компенсировать эти расходы с потребителей на продавцов, считает он. В результате доставка недорогих товаров в отдаленные регионы и малонаселенные пункты может стать нерентабельной, из-за чего некоторым предпринимателям придется либо менять географию поставок, либо закрыть бизнес.
Одновременно с законодателями интерес к контролю за маркетплейсами проявила и исполнительная власть. Глава ФАС Максим Шаскольский заявил в ходе заседания комитета Совета федерации по экономической политике, что из-под действующего моратория на антимонопольный контроль в ближайшее время выведут ИТ-компании, пишет «Коммерсант». По словам чиновника, в первую очередь под проверки могут попасть маркетплейсы и агрегаторы. «У нас `Яндекс.Такси` тоже, например, в реестре, мы их тоже не можем проверять, а теперь сможем», – порадовался открывающимся перспективам руководитель ведомства. Глава ФАС сказал, что полномочия ведомства были «немного ограничены» из-за 448 постановления (принято в марте 2022 года, запрещает на три года проверку компаний, аккредитованных в реестре организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий).
В Минцифре уточнили, что в отношении большинства аккредитованных компаний мораторий продолжит действовать и что проверки планируется возобновить для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке цифровых платформ. «К таким платформам относится крайне маленький состав участников ИТ-рынка, так как такая организация должна обладать цифровой платформой, ее выручка должна превышать 2 млрд руб., а доля сделок между покупателем и продавцом быть более 35% от всех трансакций на данном рынке», – пояснили в ведомстве.
На повышение градуса дискуссии вокруг деятельности маркетплейсов сыграли и сами интернет-торговцы. В ФАС поступило обращение АУРЭК с просьбой проверить Wildberries на возможное нарушение антимонопольного законодательства, сообщают «Ведомости». Внимание отраслевой организации привлекла оферта маркетплейса, изменившаяся 4 марта 2024 года. В новой версии документа появился раздел, регламентирующий механизм расчета компенсации продавцам за товары, сгоревшие на складе в Шушарах в январе 2024 года. Согласно введенным правилам, принятие отчета по сгоревшим товарам предполагает полное безоговорочное согласие продавца по суммам и срокам выплаты без возможности их оспаривания в будущем.
Такой порядок не соответствует антимонопольному законодательству, считает гендиректор компании Fox Legal Consulting Александра Ефимова, оказывающей юридическую помощь АУРЭК. Если применить такой подход, то стоимость компенсаций за сгоревший товар будет значительно меньше ожидаемых, полагает юрист: из цены вычтут стоимость хранения, а также будут учитывать оборачиваемость (если товар плохо продается, то сумма меньше).
В АУРЭК сообщили, что к ним поступило большое количество обращений от потерявших свой товар продавцов, недовольных компенсационными выплатами. В ассоциации ожидают значительное количества исков к Wildberries и выстраивают стратегию судебной защиты для продавцов. «Только по имеющейся у нас информации, есть более 1000 пострадавших продавцов с достаточно серьезными суммами (от 1 млн руб.)», – рассказал Александр Ефимов.