SWOT-анализ: что это такое, для чего он нужен в маркетинге и как его делать
Информацию о SWOT-анализе ищут в Яндексе более 30 тысяч раз в месяц. Эксперты считают его одним из наиболее эффективных инструментов стратегического менеджмента. Да, некоторые критикуют данный метод, называя его примитивным. Но его сила именно в простоте. С помощью SWOT-анализа стартапы могут составить стратегию развития, а существующие компании открыть новые возможности.
Это метод планирования, который оценивает внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие бизнеса. Подходит для небольших начинающих компаний и крупных бизнес-титанов. В процессе анализа оцениваются четыре группы факторов:
Strengths (сильные стороны)
В чем мы хороши?
Это внутренние факторы, которые делают компанию успешной и конкурентоспособной на рынке. Сюда относятся:
раскрученное имя;
безупречная репутация;
расширенный ассортимент;
высоко квалифицированный персонал;
удачное месторасположение;
высокое качество продукта;
цены, ниже рыночных.
Weaknesses (слабые стороны)
Что с нами не так?
Отрицательные факторы внутренней среды, которые сдерживают экономический рост компании. Их необходимо устранить или изменить в лучшую сторону. Например:
плохая служба контроля качества;
слабый отдел маркетинга;
неудобное расположение точек продаж;
отсутствие клиентоориентированности.
Opportunities (возможности)
Что для нас хорошо?
Это внешние факторы, на которые компания не может повлиять, но может использовать их для своего развития. Сюда можно отнести:
рост доходов населения;
возможность масштабировать бизнес;
банкротство конкурента;
развитие инновационных технологий;
появление новых инвесторов и партнеров и т.д.
Threats (угрозы)
Что для нас плохо?
Негативные факторы внешней среды, отражающие риски для компании. Они могут привести к проблемам в бизнесе, однако вы никак не сможете повлиять на эти угрозы. Например:
повышение налогов;
пандемия;
изменение законодательства;
рост цен на сырье и ресурсы;
форс-мажоры — пожары, землетрясения.
Кому нужен SWOT-анализ
Взрослым компаниям, которые давно работают на рынке, важно проводить свот-анализ раз в год. Вне зависимости от того, насколько хорошо идут дела. А лучше делать его каждый квартал, чтобы держать руку на пульсе. Для «старых» брендов это эффективный инструмент «отрезвления», возможность получить правдивую картину текущего состояния компании.
Молодым предприятиям и стартапам SWOT-анализ поможет рассеять сомнения на старте, выстроить эффективные маркетинговые стратегии и принять правильные решения. С помощью свот-анализа стартаперы могут трезво оценить текущую ситуацию, учесть все риски перед запуском.
Молодым предприятиям и стартапам SWOT-анализ поможет рассеять сомнения на старте, выстроить эффективные маркетинговые стратегии и принять правильные решения.
Задачи SWOT-анализа
Определить преимущества и недостатки компании, сравнить показатели с конкурентами
Оценить имеющиеся перспективы и угрозы извне.
Выяснить, как компания может использовать свои достоинства, чтобы противостоять угрозам.
Найти новые возможности для роста и свести потенциальные риски к минимуму.
Показать, какие ресурсы потребуются, чтобы усилить позиции на рынке.
Выявить уязвимости, чтобы разработать стратегию эффективной защиты.
Преимущества SWOT-анализа
Универсальность. Метод подходит для компаний любого масштаба и специфики деятельности. С его помощью можно проанализировать не только предприятие, но и регион, страну. Используется для краткосрочного и долгосрочного планирования деятельности.
Простота. Никаких сложный вычислений и дорогих маркетинговых инструментов. Свот-анализ может провести любой специалист, владеющей информацией о компании и ситуации на рынке.
Понятность. Работа заключается в сопоставлении данных и выявлении связей между ними, чтобы в последствии разработать стратегию продвижения компании.
Недостатки метода
Результаты анализа здесь и сейчас. Метод показывает текущую ситуацию и не учитывает потенциальные изменения. Как только появятся новые факторы, анализ нужно проводить сначала.
Мало конкретики. Видна только общая картина, но нет точных цифр. Для разработки эффективной стратегии развития компании этого мало.
Результат зависит от компетенции аналитика. Если анализ проводит человек, который имеет лишь образное представление о положении дел, результаты будут неточными.
Ошибки в данных. Если компания большая, на нее оказывает влияние слишком много факторов, и слишком много данных нужно учитывать, что чревато ошибками и выбором неверного курса.
Что дает матрица SWOT-анализа
Вот пример матрицы SWOT-анализа для компании-стартапа по установке охранного видеонаблюдения.
Теперь на основе данной матрицы можно составить стратегию развития компании и написать план мероприятий:
Нанять специалиста для обучения новичков.
Улучшить работу в соцсетях (подключить SMM-специалиста или обойтись своими силами).
Выделить бюджет на таргетированную рекламу.
Сделать акцент на то, что хоть оборудование и дороже, но зато ломается реже.
Найти альтернативных поставщиков с оборудованием достойного качества.
На счет инноваций — выделять бюджет на освоение новых охранных смарт-систем.
Виды SWOT-анализа
Различают три вида SWOT-анализа, каждый из которых детально рассмотрим ниже.
Количественный
Подходит для того, чтобы показать сотрудникам текущее положение компании на рынке и задействовать их в поиске новых идей, выявлении узких мест.
Особенности:
Только достоверная информация и точные цифры.
Детализация каждого отдельного пункта в матрице.
Качественный
Матрица качественного SWOT-анализа подходит для определения приоритетов и внешних угроз, для оценки текущего положения и потенциальных возможностей роста.
Особенности:
Показывает, какие факторы являются приоритетными именно сейчас.
Требует привлечения спецов для более точной оценки.
Корреляционный
Данная матрица используется для того, чтобы построить антикризисный план действий, усовершенствовать предложение и убрать слабые места в бизнес-процессах.
Особенности:
Помогает минимизировать риски и показывает возможности рынка.
Процесс построения долгий и сложный, а матрица получается не наглядной.
Как сделать анализ по методу SWOT
Шаг 1. Выделяем вопросы для анализа
Составьте список вопросов. Их количество зависит от того, насколько детализированная информация нужна для принятия решения или стратегического планирования.
Самые распространенные вопросы для свот-анализа.
Шаг 2. Отвечаем на вопросы и вносим результаты
На вопросы отвечают либо специалисты в определенной области, либо команда профессионалов разного профиля. Когда на все вопросы будут даны ответы, нужно сформулировать выводы по каждому из четырех блоков.
Шаг 3. Разработка стратегии
Финальный шаг, на котором определяется вектор развития компании. В результате SWOT-анализ позволяет принять правильное решение, когда есть риски и сомнения на старте. С его помощью можно оценить перспективы развития компании, найти новые возможности для роста и составить стратегию повышения конкурентоспособности.
Правила проведении SWOT-анализа
Сужайте круг исследуемых данных. Не делайте общий анализ по всей компании, особенно если она крупная. Выделяйте сферы и анализируйте их отдельно.
Не должно быть субъективного подхода. Сильные и слабые стороны определяет не аналитик, а потребитель.
Точно формулируйте. Если формулировки факторов будут размытыми, то и результату SWOT-анализа доверять не стоит.
Проводите анализ в команде. Важно учитывать мнения специалистов, которые обладают компетенциями и информацией в своей области.
Заключение
Благодаря SWOT-анализу можно сделать правильные выводы по четырем блокам: сильные и слабые стороны бизнеса, возможности для роста и внешние угрозы. Этот инструмент эффективен как для стартапов, так и для давно работающих компаний любого масштаба. С его помощью можно сканировать текущую ситуацию и выстраивать эффективную стратегию развития.