Законопроект о платформенной экономике 2025: что изменится для маркетплейсов
Федеральная антимонопольная служба в рамках работы над законом «О платформенной экономике» разработает требования к маркетплейсам и установит критерии для определения понятия «крупная платформа». Кроме того, в законопроект предлагается внести дополнение об обязанности маркетплейсов указывать ссылки на информацию о маркировке товаров. В свою очередь Министерство экономического развития ко второму чтению должно уточнить, кто будет нести ответственность за отсутствие данных о маркировке и проработать механизмы защиты правообладателей. Бизнес предлагает создать личные кабинеты для правообладателей и внедрить систему автоматизированного мониторинга нарушений прав.
ФАС займётся разработкой специальных требований к маркетплейсам и установит критерии для определения «крупных платформ». Это решение было принято 20 февраля 2025 года на заседании подкомиссии по улучшению контрольных и разрешительных функций, курируемой вице-премьером Дмитрием Григоренко. Результаты работы ФАС обязана представить правительству до 6 марта 2025 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания.
Согласно документу, подкомиссия одобрила законопроект с учётом внесённых предложений. Например, Министерство экономического развития должно включить в проект закона положение, обязывающее маркетплейсы давать в карточках товаров ссылку на сайт с информацией о маркировке продукта, если она необходима. Из подготавливаемого документа должен быть исключен пункт, предусматривавший обязанность маркетплейса помечать товары, попавшие в результаты поиска вне зависимости от установленных покупателями фильтров — например, если товар продвигался продавцом или стал видимым благодаря персонализированной выдаче.
Также источник издания, присутствовавший на заседании, добавил, что речь на нем шла о введении ограничений для крупных платформ в части продвижения собственной продукции, числа пунктов выдачи заказов, а также объемов вложений в скидки и маркетинговые акции.
Кроме того, в документе говорится, что Минэк должен будет до второго чтения законопроекта в Госдуме определить «субъекта», несущего ответственность за отсутствие данных о маркировке товара на маркетплейсах и проработать механизмы защиты правообладателей.
Подробнее о мерах по защите правообладателей пишет «Коммерсант». Как сообщил источник издания, сейчас в законопроекте «О платформенной экономике» есть норма, по которой «правообладатель вправе обратиться с заявлением о неправомерном размещении карточки товара к оператору» маркетплейса. Срок, отведенный на рассмотрение такого обращения, составляет 30 дней. Но за этот период товар чаще всего реализовывается, рассказал неназванный собеседник.
По мнению представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, правообладатель может обратиться в суд с требованием остановки продаж только после рассмотрения жалобы платформой. «Общий срок рассмотрения искового заявления о блокировке карточки контрафактного товара может занимать до полугода и больше», — описал ситуацию эксперт. В качестве решения бизнес предлагает внести в законопроект норму о создании на площадках личных кабинетов правообладателей, при помощи которых они смогут подтверждать оригинальность товара и законность продажи. Кроме того, представитель РАТЭК заявил о необходимости появления системы автоматизированного мониторинга нарушения прав.
Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Владимир Волошин считает, что инициатива налагать обязательства по защите прав потребителей на все платформы избыточна. Он указал, что такая мера была бы излишне обременительной и нецелесообразной, например, при продаже цветов. Вместо этого чиновник акцентировал внимание на необходимости достижения баланса между защитой интересов правообладателей и сохранением возможности беспрепятственного поступления разнообразного ассортимента товаров по параллельному импорту, «в которых также заинтересованы миллионы граждан».
Ситуацию с контрафактными товарами прокомментировал и президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его данным, только за прошедший год на маркетплейсах по жалобам правообладателей было заблокировано около 1 млн карточек товаров. Но лишь 48% жалоб подтвердились, оставшиеся — «действия конкурентов». Артем Соколов добавил, что проблема контрафактных товаров усилилась на фоне ухода из России зарубежных брендов, которые перестали контролировать продажи: «Из-за этого участились примеры, когда обращения касаются не подделок, а параллельного импорта. Например, когда два импортера завозят товары одного и того же бренда, и каждый из них считает, что у него больше прав».
Как сейчас защищают интересы правообладателей на маркетплейсах
В Ozon для связи с правообладателями есть «кабинет бренда», рассказали представители ритейлера. В этом разделе сайта представители торговых марок могут контролировать подлинность и качество товара под своим брендом. Сейчас на платформа свои кабинеты завели около 20 тыс. брендов, которые за последний год заблокировали «несколько миллионов карточек по запросам правообладателей».
Представители еще одного крупного маркетплейса рассказали изданию, что у них есть сервис, который «позволяет официальным представителям торговых марок подтвердить свои права на бренд», а представители бренда смогут одобрять или отклонять заявки продавцов.