10.07.2024, 10:03

Наружную рекламу отвели от суда: три города получат право сносить незаконные конструкции по своему усмотрению

Власти Москвы, Петербурга и Севастополя смогут без суда признавать незаконной наружную рекламу и выписывать нарушителям штрафы до 0,5 млн рублей. Такой законопроект приняла вчера во втором чтении Госдума. На долю Москвы и Петербурга приходится больше половины рынка наружной рекламы, который оценивается в 67 млрд рублей. Эксперты ADPASS по-разному оценили последствия законопроекта: одни говорят, что концентрация в одних руках полномочий по контролю за рынком несет значительные коррупциогенные риски, а другие рассчитывают, что поправки сенаторов разгрузят суды и ускорят рассмотрение дел о незаконной установке конструкций.

Фото: «Севернефтегазпром»

Для кого написан закон

Госдума приняла во втором чтении законопроект №456594-8 сенаторов Андрея Кутепова, Ивана Абрамова и Ивана Евстифеева, сообщается на сайте нижней палаты парламента. В базовой версии документа речь шла о том, чтобы предоставить органам местного самоуправления двух крупнейших российских городов – Москвы и Петербурга, право самостоятельно в досудебном порядке принимать решения об административных правонарушениях о незаконности размещения рекламы на улицах и зданиях. Для этого сенаторы предложили внести изменения в статью 14.37 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Сегодня снести незаконно установленную рекламную конструкцию можно только по суду: орган исполнительной власти должен выявить признаки административного правонарушения и уведомить органы внутренних дел. Затем полиция составляет протокол об административном правонарушении, после чего местные власти обращаются в суд.

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что задача поправок — уменьшить загрузку арбитражных судов, которые перегружены делами о незаконной рекламе.

В качестве примера авторы законопроекта привели Санкт-Петербург, администрация которого в 2021 году выдала, по их данным, 15 тыс. предписаний о демонтаже конструкций, установленных и эксплуатировавшихся без разрешений. Получается, что на одну законно установленную конструкцию в городе приходится почти две незаконных: в схеме размещения рекламоносителей в городе предусмотрены всего 9,3 тыс. рекламных мест. При этом действующая процедура оспаривания предписаний в суде позволила вынести административные наказания лишь по 70 разбирательствам.

Ко второму чтению в законопроект внесли несколько поправок. В список городов, власти которых могут без суда демонтировать незаконную рекламу, внесли Севастополь. Также чиновники перечисленных городов запретили штрафовать нарушителей более, чем на 0,5 млн рублей. Для дел, которые чиновники не рассматривают и передают его в суд, сохраняются штрафы размере 0,5-1 млн рублей.

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2023 году объем рынка рекламы вне дома (OOH, включает наружную, транзитную и indoor-рекламу) составил 67,1 млрд рублей. Рост сегмента был самым высоким в рекламной индустрии роста — 41%. 

На Москву в мае 2024 года пришлось 25,36% имеющихся в России стандартных конструкций наружной рекламы (13,24 тыс.), а на Петербург – 10,75% (5,6 тыс.), по данным мониторинга Admetrix в 63 городах России без учета Московской области.

В денежном выражении эксперты рынка ранее оценивали долю Москвы на рынке как близкую к 50%.

Коррупциогенность против ускорения

Юристы по-разному оценили влияние сенаторского законопроекта на рынок наружной рекламы. Член «Деловой России», экс-юрист компании Gallery Геннадий Поляков считает, что концентрация полномочий по администрированию и контролю за рынком наружной рекламы в одних руках «несет значительные коррупциогенные риски».

«Наделение местных органов власти дополнительными полномочиями, связанными с производством дел об административных правонарушениях, аккумулирует и существенно увеличит такие риски. Фактически, в городах федерального значения создается нерыночный регулятор сферы наружной рекламы», — полагает эксперт.

По его мнению, с принятием поправок сенаторов администрации крупнейших городов получит в свои руки практически все контрольно-разрешительные полномочия в этой области. Они смогут осуществлять надзор за полным жизненным циклом рекламоносителей: от разработки и утверждения схемы размещения конструкций; включения и исключения из схемы рекламных мест; проведения торгов на право установки рекламы на городской собственности; выдачи и аннулирования разрешений победителям торгов; составления, утверждения, заключения и расторжения договоров с победителями торгов; и демонтажа рекламных конструкций.

Единственным внешним игроком останется Министерство внутренних дел, которое закон наделяет правом составления протокола о нарушении правил установки рекламоносителя.

Коррупционные риски могут возрасти, но их снизит остающаяся у владельцев конструкций возможность обжалования постановлений местных властей в судах, возражает руководитель группы практики антимонопольного регулирования адвокатского бюро Art de lex Павел Магоня.

«Предложенные сенаторами изменения целесообразны и, скорее всего, приведут к ускорению рассмотрения дел по ст. 14.37 КоАП», — считает юрист.

Он назвал распространенной практикой рассмотрение дел об административных правонарушениях должностными лицами, ответственными за контроль и выявление нарушений в определённой сфере. Так, Федеральная антимонопольная служба самостоятельно осуществляет рассмотрение дел по подведомственным ей составам КоАП в сфере рекламы. «Схожие механизмы применяются и в других сферах, в частности в таможенном регулировании», —  отметил Павел Магоня.

Перспектива передачи части полномочий по контролю в наружной рекламе вполне закономерная, если проводить параллели с оформлением протоколов по нарушению правил дорожного движения, где сотрудникам Госавтоинспекции (ГИБДД) также передана часть функций, согласен партнер юрфирмы Nova Ink Павел Желновод. По его мнению, нарушений конституции и законодательства в законопроекте не усматривается, скорее, речь идет о том, чтобы действительно разгрузить суды Москвы и Петербурга.

«Именно при первичном рассмотрении дела на судей ложится большая нагрузка — установление обстоятельств, сбор доказательств, проведение экспертиз. В случае принятия законопроекта принимать решения о незаконности размещения рекламы в первом круге будут местные органы власти, на которые и ляжет основная нагрузка», — рассуждает юрист.

Снизить коррупциогенные риски помогло бы разграничение обязанностей по администрированию и контролю наружной рекламы между различными подразделениями городских администраций, считает Геннадий Поляков. Сегодня госрегуляторами в сегменте выступают департамент СМИ и рекламы (Москва), а также комитет по печати и взаимодействию со СМИ (Петербург).

«Логично передать разработку схемы установки конструкций комитету по архитектуре, проведение торгов — департаменту по конкурентной политике, заключение договоров и выдачу разрешений — департаменту городского имущества, а контроль за поступлением денежных средств и взыскание задолженностей возложить на департамент финансов», — считает Геннадий Поляков.

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

MAER
13.08.2024
Russ
12.08.2024
Редакция ADPASS
06.08.2024