19.06.2024, 09:00

Соцсети — новый табак. Главный санврач США предлагает размещать в соцмедиа предупреждения о вреде для здоровья

Главный санитарный врач США Вивек Мурти опубликовал в газете The New York Times эссе, в котором предложил размещать в соцсетях предупреждающие надписи о том, что они могут представлять вред для психического здоровья подростков — по образцу предупреждений на сигаретных пачках. Мурти призывает конгресс срочно принять такое решение, так как, по его мнению, сложилась «чрезвычайная ситуация».

Главный санитарный врач предупреждает. Но только с разрешения Конгресса

Знакомая отечественным курильщикам надпись «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» впервые появилась в СССР в июле 1975 года. Первыми с подобной надписью познакомились американские курильщики. Конгресс США обязал табачные компании размещать такую надпись на пачках сигарет в 1964 году — после публикации доклада главного санитарного врача США, в котором говорилось, что курение является причиной рака легких, хронического бронхита и, возможно, ишемической болезни сердца. В американском варианте надписи о вреде курения предупреждал не минздрав, а представитель этого ведомства — главный санитарный врач.

Внук бедного фермера Вивек Мурти

Название должности главного санитарного врача США часто переводится в русскоязычных источниках калькой с английского «General Surgeon» — главный хирург. Некоторые сетевые издания называют Вивека Мурти просто «хирургом», другие, обратив внимание на его воинское звание или на слово «general», — главным военным хирургом или главным хирургом армии США.

Путанице способствует существующая в США система органов здравоохранения. В состав министерства здравоохранения и социальных служб США входят восемь подразделений, образующих Службу общественного здравоохранения, три отдельных подразделения, а также Офицерский корпус службы общественного здравоохранения США, который является одним из семи родов войск Соединенных Штатов. Корпусом командует главный санитарный врач США в звании вице-адмирала, подчиняющийся заместителю министра здравоохранения, возглавляющему Службу общественного здравоохранения. Кандидат на эту должность назначается президентом и утверждается сенатом.

Вовек Мурти / Фото: AP Photo/ Carolyn Kaster

«Внук бедного индийского фермера» Вивек Халлегере Мурти родился в Великобритании. Образование он получил в США. Имеет степени доктора медицины и MBA. Должность главного санврача он впервые занимал с 2013-го по 2017 год и снова был назначен на эту должность в 2021 году. В промежутке между 2017-м и 2021 годом он был завсегдатаем радио- и телешоу, а также опубликовал множество статей и книгу на тему одиночества и социальной изоляции. Он получал огромные гонорары за лекции, а также заработал $1,7 млн на консалтинговых услугах для стримингового сервиса Netflix, площадки для краткосрочной аренды жилья Airbnb, круизной компании Carnival Cruise Line и производителя парфюмерии и косметики Estee Lauder.

Вивек Мурти — защитник молодежи

В ноябре 2020 года Мурти стал одним из трех советников по борьбе с пандемией COVID-19 выигравшего президентские выборы Джо Байдена. В декабре 2021 года уже вернувшийся на должность главного санврача Мурти заявил о кризисе в области психического здоровья детей и молодежи. По его словам, негативная динамика наблюдалась еще до пандемии: в 2019 году каждый третий ученик старшей школы отмечал постоянное ощущение грусти и безысходности, что было на 40% выше показателей аналогичного исследования 2009 года. За тот же промежуток времени число самоубийств в возрастной группе от 10 до 24 лет выросло на 57%. Мурти отметил, что уровень депрессии и тревожности увеличился за время пандемии.

Уже после завершения пандемии Мурти нашел нового врага. В мае 2023 года он выпустил доклад «Социальные сети и душевное здоровье молодежи». В нем говорилось, что социальные сети могут представлять риск для психического здоровья и благополучия детей и подростков. Социальные сети используются ими почти повсеместно: до 95% молодых людей в возрасте от 13 до 17 лет имеют аккаунты в социальных сетях, а более трети молодых американцев пользуются ими постоянно.

«Кризис психического здоровья в молодежной среде — чрезвычайная ситуация», — заявляет Мурти в опубликованном в The New York Times эссе. Он утверждает, что социальные сети в заметной степени способствовали ее возникновению.

В подтверждение своего заявления главный санврач приводит следующие аргументы. Подростки, которые проводят в соцсетях более трех часов в день, подвергаются вдвое большему риску возникновения синдромов тревожности и депрессии. При этом по данным на лето 2023 года средний американский подросток проводил в сетях 4,8 часа. Кроме того, почти половина подростков утверждают, что из-за социальных сетей у них возникает чувство неудовлетворенности своим телом.

«Настало время разместить предупреждение главного санитарного врача в соцсетях», — призывает Мурти. И ссылается на позитивный опыт размещения таких надписей на табачных изделиях. Статистика подтверждает его слова. В 1964 году, когда эти надписи появились, 42% взрослых американцев постоянно курили, в 2021 году этот показатель составлял 11,5%.

Вивек Мурти также призывает конгресс защитить подрастающее поколение от преследования, насилия и эксплуатации в сети, от демонстрации сцен насилия и секса. Компаниям, владеющим соцсетями, необходимо запретить собирать конфиденциальную информацию о детях.

В соцсетях должны быть ограничены такие функции как пуш-уведомления, автовоспроизведение, возможность бесконечного скроллинга, «которыми терзают развивающийся мозг, что приводит к чрезмерному использованию» соцсетей.

Кроме того, технологические компании должны поделиться с общественностью и независимыми учеными всей информацией, которой они обладают, о влиянии соцсетей на здоровье. Школа и родители должны ограничить использование детьми смартфонов на учебе и дома. Родители должны не допускать детей до соцсетей, пока те не перейдут в средние классы школы.

Позиция главного санитарного врача ясна. Но единолично принять решение о размещении предупредительной надписи он не может. Это должен сделать конгресс США. До настоящего времени все попытки провести через конгресс законопроекты, направленные на регулирование в этой сфере, не заканчивались ничем.

Пока никто из конгрессменов не заявил публично о поддержке инициативы главного санврача, хотя двое — республиканка Марша Блекберн и демократ Ричард Блюменталь — воспользовались случаем, чтобы напомнить о собственном законопроекте, направленном на то, чтобы запретить онлайн-платформам распространять вредоносный контент. Проект «Закона о безопасности детей в сети» они вносили на рассмотрение уже несколько раз, но до голосования дело не доходило ни разу.

Биржа, похоже, не восприняла главного санврача всерьез. В день публикации статьи, 17 июня, курс акций компании Meta*, владеющей соцсетями Facebook** и Instagram**, на бирже Nasdaq незначительно cнижался в течение дня, но в итоге к закрытию вырос до $506,63 за акцию против $501,76 в начале торгов. Похожим образом повел себя и курс акций компании Snap, владеющей популярным у американских подростков приложением Snapchat. Курс открытия на Nasdaq — $15,49 за акцию. Небольшой спад в ходе торгов, затем рост. Курс закрытия « $15,84 за акцию. Акции китайской компании ByteDance, владеющей соцсетью TikTok, на открытом рынке не торгуются.


* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

** продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
26.06.2024
Редакция ADPASS
20.06.2024
Люди с избыточной массой тела недовольны врачами и фармацевтической рекламой

Более половины людей с избыточной массой тела ищут информацию о том, как контролировать свой вес. При этом менее 10% из них готовы доверять в этом вопросе своему врачу. Рекламу фармацевтических компаний они не включают в число источников, вызывающих наибольшее доверие. Половина людей с избыточной массой тела считает, что фармацевтические компании не понимают их уникальные потребности. Эти данные содержатся в совместном исследовании Phreesia и Klick Health «Закрыть разрыв. Персонализация поддержки пациентов, страдающих ожирением» (Closing the gap. Tailoring support for patients with obesity). Главный вывод авторов исследования – медицинские организации и фармацевтические компании могут улучшить просветительскую работу среди людей с избыточным весом и оказывать им большую поддержку.

Редакция ADPASS
17.06.2024
Как сделать промо
настоящим искусством?