Spotify заявила, что в прошлом году выплатила более 10 миллиардов долларов роялти мировой музыкальной индустрии. Таким образом сервис обеспечил почти треть всех доходов отрасли и две трети ее доходов от стриминга. Но многие исполнители по-прежнему уверены: Spotify — зло, объемы выплат за прослушивания смехотворны и не дают шанса прожить на доходы от творчества. Чтобы опровергнуть это, в компании поделились в среду свежей статистикой о выплатах за прослушивания. При этом, правда, забыв упомянуть, что до авторов доходит не более половины денег.
Фото Unsplash
Рекордные выплаты
Шведский стриминговый музыкальный сервис Spotify выпустил в среду свой ежегодный отчет Loud & Clear о заработках артистов на платформе. Его основной посыл: обвиняющие компанию в слишком скудных выплатах критики ошибаются, а сервис в последние десять лет стал локомотивом роста всей звукозаписывающей индустрии.
Spotify, в частности, заявила, что в прошлом году выплатила более 10 миллиардов долларов роялти музыкальной индустрии — примерно на миллиард больше, чем годом ранее. Эта сумма составила более 60% от общей выручки сервиса в размере 15,7 миллиарда евро за 2024 год. В отчете указано, что выплата $10 млрд стала «крупнейшей в истории музыкальной индустрии». При этом компания предложила сравнить себя с международной сетью магазинов музыки на физических носителях Tower Records, которая на пике эпохи компакт-дисков в начале 2000-х годов приносила звукозаписывающим компаниям ровно на порядок меньше — $1 млрд.
Экономика Spotify
По итогам 2024 года Spotify впервые за всю свою историю (компания была основана в 2006-м) получила чистую прибыль — 1,138 млрд евро. Годом ранее чистый убыток составил более полумиллиарда долларов. Выйти в плюс помогло масштабное (на 20%) сокращение штата, повышение цен на подписки и значительный приток новых пользователей. Выручка достигла 15,673 млрд евро, увеличившись год-к-году на 18,3%. На конец декабря 2024 ежемесячная активная аудитория сервиса составила 675 млн человек — на 12% больше, чем по итогам 2023-го. Из них подписку оплачивают 39% — 263 млн (этот показатель вырос на 11% год-к-году), остальные используют монетизируемую за счет аудиорекламы бесплатную версию. Однако реклама приносит Spotify только 12% выручки, остальное приходится на подписки. В фонотеке сервиса примерно 82 млн композиций от 11 млн артистов.
Шведский сервис за прошедшее десятилетие действительно стал главным кормильцем музыкальной отрасли, обеспечивая ей почти треть доходов. По последним доступным данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) в 2023 году (отчет за 2024-й должен выйти в конце марта) ее глобальная выручка составила $28,6 млрд, увеличившись год к году на 10%. 48,9% этой суммы, около $14 млрд, обеспечил стриминг. Это больше, чем суммарные доходы музыкальной индустрии из всех источников в худшем для нее за последние десятилетия 2014-м году ($13 млрд).
Сопоставив эти цифры с данными о выплатах в отчете Loud & Clear можно оценить долю Spotify в общем объеме доходов музыкальной индустрии от стриминга — примерно две трети. Все остальные стриминги обеспечивают оставшуюся треть. При этом с точки зрения количества подписчиков доли рынка распределены иначе. По данным исследовательской и консалтинговой компании Midia, во второй половине 2023 года на Spotify приходилось 31,7% из 713,4 млн человек в мире, оплачивающих доступ к музыкальным сервисам. На втором месте был китайский Tencent Music с долей 14,4%, на третьем — Apple Music (12,6%). В первую пятерку также вошли Amazon Music (11,1%) и YouTube Music (9,7%). Российская «Яндекс.Музыка» оказалась на седьмой строчке с 3,4% глобальной аудитории, готовой платить за музыку.
Доли основных игроков на рынке музыкального стриминга в 2023 году
Сколько Spotify платит музыкантам
«Мы видим на практике, что гораздо большее количество исполнителей добиваются успеха, чем когда-либо ранее в истории музыки», — заявил в интервью Financial Times Сэм Дубофф, глава отдела маркетинга и политики музыкального бизнеса Spotify.
В подтверждение тезиса о пользе Spotify для артистов в отчете сервиса приводится число тех, кто зарабатывает на стриминге своей музыки за год сумму выше определенного порога. Так, почти 1500 исполнителей заработали не менее миллиона долларов роялти на Spotify в 2024 году. По сравнению с 2017 годом, когда был выпущен первый отчет Loud & Clear, число таких музыкантов увеличилось более чем втрое. И это далеко не только англоязычные исполнители — среди полутора тысяч миллионеров представлены артисты, поющие на 17 разных языках.
Среди зарабатывающих на Spotify более $1 млн в год далеко не только авторы свежих хитов и звезды прошлого. Около 80% артистов-миллионеров не имели ни одного трека, попавшего в чарт «Топ-50» Spotify за год, а более 80% начали свои карьеры в 2010 году или позже. В компании добавили, что у артистов с таким уровнем заработка обычно в месяц около 4–5 млн уникальных слушателей и 20–25 миллионов стримов.
Кого слушают на Spotify чаще всего
Безоговорочным лидером платформы по числу стримов в прошлом году в очередной раз стала Тейлор Свифт — ее песни послушали 28,21 млрд раз. Такие данные приводит ресурс ChartMasters. На второй строчке с более чем двукратным отрывом The Weeknd (13,27 млрд стримов), за ним следуют Drake (12,11 млрд), Bad Bunny (12,08 млрд) и впервые вошедшая в ТОП-5 Билли Айлиш (12 млрд). Всего отметку в 5 млрд стримов в 2024 году преодолели 37 исполнителей — на 9 больше, чем годом ранее. Конкуренция велика: даже такие известные артисты как Бейонсе и Arctic Monkeys немного не дотянули до этой планки. Из рейтинга за год выпали BTS (21-я позиция в 2023-м), Шакира (была на 25 месте), Гарри Стайлз (27-е место) и Майли Сайрус (28-е). Вернулись в него Lady Gaga (35 место, 5,63 млрд стримов), Бруно Марс (10 место, 8,63 млрд) и воссоединившиеся с новым вокалистом Linkin Park (34 место, 5,68 млрд).
Куда более скромные $50 000 удалось получить от стриминга более чем 22 100 артистам, свыше $10 000 в год заработали 71 000 исполнителей, а $1000 или более — 274 000. Эти показатели утроились за 7 лет. При этом сверхбогатыми (заработки более $10 млн) шведская платформа в 2024 году сделала 70 артистов — на 10 больше, чем годом ранее. Всего на платформе размещают музыкальный или другой контент порядка 11 млн музыкантов.
Отчет Spotify обходит стороной одно немаловажное обстоятельство: указанные роялти сервис выплачивает правообладателям, как правило — рекорд-лейблам, с которыми у исполнителей заключены контракты. Сами музыканты при этом, в зависимости от условий своего контракта, получают от 15% до 50% этой суммы.
0,2 цента за стрим
Spotify совершил революцию в музыкальной индустрии с появлением стриминга более десяти лет назад. Однако компания давно подвергается нападкам со стороны музыкантов, утверждающих, что стриминговая модель, генерирующая в зависимости от ряда условий от 2 до 4 долларов за 1000 прослушиваний, не позволяет подавляющему большинству исполнителей зарабатывать на жизнь своим творчеством.
Со временем негативное отношение несколько ослабло, поскольку аудитория Spotify выросла до 675 миллионов пользователей по всему миру, из которых 263 миллиона платят за использование приложения. Соответственно, выплаты роялти также значительно увеличились — с 1 миллиарда долларов в 2014 году до 10 миллиардов в 2024 году. Тем не менее недовольство сохраняется. Так, в январе певица Бьорк заявила, что «Spotify — это, вероятно, худшее, что случилось с музыкантами».
«Большинство артистов не задумывается об экономике стриминга. Просто люди слушают очень много разной музыки, и все делится на совсем маленькие части», — отметил в беседе с Financial Times Марк Маллиган, аналитик Midia Research.
В интервью Billboard главный маркетолог Spotify Сэм Дубофф попытался развеять миф о том, что стриминговые сервисы выплачивают правообладателям фиксированные суммы за каждый стрим. Он рассказал, что на самом деле роялти распределяются на основе доли стримов конкретного артиста в общем числе прослушиваний на платформе.
«Когда люди обсуждают это в социальных сетях, создается впечатление, что каждый стриминговый сервис выплачивает фиксированную ставку за прослушивание. Но все основные сервисы выплачивают доход на основе доли стримов артиста в общем числе прослушиваний на платформе», — рассказал он.
Музыканты, тем не менее, не оставляют надежды добиться от Spotify и других стримингов более значительной компенсации В марте прошлого года в Конгресс США был внесен законопроект «О прожиточном минимуме для музыкантов» (Living Wage for Musicians Act). Он предполагает введение стримингами обязательной доплаты к подписке, средства от которой вместе с определенной долей от рекламных доходов будут поступать в управляемый некоммерческой организацией фонд. Он будет распределять заработанное пропорционально доле прослушиваний.