08.07.2024, 16:01

ПВЗ не хотят проходить рентген

«Закон о маркетплейсах», находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме, попал под критику еще одной общественной e-com-организации. Вслед за Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), куда входят все лидеры электронной торговли России («Яндекс Маркет», Wildberries, Ozon и т.п.) свои претензии к законопроекту высказало молодое «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ). Недавно созданному объединению селлеров и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) не понравились три пункта законопроекта, в которых предлагается запретить маркетплейсам давать субсидиарные скидки, блокировать карточки товара по просьбе правообладателя и устанавливать досмотровое оборудование во всех ПВЗ.

Свои замечания и просьбу отправить законопроект на доработку ФОСТ изложило в письме, направленном премьеру Михаилу Мишустину, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя организации.

В обращении общественной организации речь идет о законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»». Его авторы – глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Цель законопроекта – общее регулирование работы всех маркетплейсов и отдельное – для тех агрегаторов, чья доля рынка превышает 20%.

Законопроект поступил в Госдуму 5 марта 2024 года, однако даже до рассмотрения в первом чтении дело пока не дошло.

Что не нравится ФОСТ

Недовольства ФОСТ вызвали три пункта законопроекта:

– Запрет маркетплейсам, «занимающим значимое положение на рынке», продвигать товары за счет скидок без получения согласия продавца по каждому товару, а также субсидировать скидки. При проведении таких акций маркетплейс компенсирует продавцу разницу между ценой товара со скидкой и без.

В ФОСТ считают, что такие акции поддерживают спрос на товары и повышают продажи селлеров, а в случае их отмены, цены на многие товары вырастут.

– Блокировка карточек товара по жалобе правообладателя. Согласно п. 8, ч. 1, ст. 5 законопроекта маркетплейсы будут обязаны скрывать карточки товара по заявлению владельца бренда, не дожидаясь получения от селлера документов, подтверждающих право на продажу товаров бренда.

Как утверждают авторы письма, в этом случае у недобросовестных продавцов появится «безграничная возможность» жаловаться на конкурентов. Также в ФОСТ отмечают, что это нововведение может негативно сказаться на работе продавцов, продающих товары ввезенные по схеме параллельного импорта.

– Установка в ПВЗ досмотрового оборудования. В случае принятия законопроекта в текущем виде, владельцы ПВЗ, возможно, будут должны установить у себя специальное оборудование для обязательного досмотра заказов. Авторы законопроекта считают, что хозяйственные субъекты, к которым относятся ПВЗ, обязаны «использовать рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничения». Решение о необходимости использовании такого оборудования, согласно законопроекту, возлагается на правительство.

Авторы письма заявляют, что маркетплейсы получают товары от профессиональных участников рынка, а не от физических лиц, то есть в электронной торговле известно, что находится в посылках. Закупка и монтаж досмотрового оборудования потребует от владельцев ПВЗ огромных расходов, а из-за необходимости дополнительных проверок срок доставки товаров сильно вырастет, уверены в ФОСТ.

Стоимость новых рентгенотелевизионных установок (интроскопов) в среднем начинается от 3 млн рублей. Бывший в употреблении прибор можно найти, например, на «Авито», по цене от 210 тыс. рублей и выше.

Мнение участников рынка

По мнению главы АКИТ Артема Соколова, проблемы законопроекта не ограничиваются только запретом на скидки или установкой интроскопов. Эксперт считает, что гораздо более эффективной мерой было бы введение обязанности заранее информировать селлера об изменениях в оферте, а продавцов, которые реализуют товары, подлежащие обязательной маркировке, обязать подтверждать, что они зарегистрированы в соответствующих системах учета. Также Артем Соколов указал, что необходимо предусмотреть арбитража: в случае каких-либо доначислений или компенсаторных удержаний, причина их появления должна быть детально пояснена маркетплейсом, а у селлера должна быть возможность оспорить такое решение.

В Wildberries считают, что предусмотренное законом ограничение на размер совокупных услуг агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, – не более 10%, создаст условия, при которых издержки на предоставление услуг могут быть просто не покрыты и деятельность площадки будет лишена экономического смысла.

Что такое ФОСТ

Автономная некоммерческая организация (АНО) по защите прав участников электронной коммерции «ФОСТ» была зарегистрирована 05.06.2024 года. Учредитель юридического лица, а также его председатель – Черницкая Евгения Николаевна.

Сайта у отраслевого союза нет, на Telegram-канал организации, первый пост в котором датирован 6 июня, подписано 117 человек, первые три публикации на платформе «Дзен» (0 подписчиков) – появились сегодня. В своих соцмедиа ФОСТ описывает себя как «экспертно-аналитическую площадку и платформу обратной связи для выработки решений в сфере интернет-торговли».

По собственным данным, ФОСТ – относительно небольшая структура, которая объединяет около 230 селлеров и около 100 владельцев ПВЗ.

Авторы:
Артемий Шохор