18.11.2024, 14:39

Программно дообеспеченные: государство соберет с интернет-рекламистов 3% в пользу производителей ПО

Ставка нового сбора с доходов от интернет-рекламы составит 3% пишет «Коммерсант», ссылаясь на поправки к Федеральному закону «О рекламе». Согласно доработанному тексту законопроекта, изначальной целью которого было урегулирование вопросов, связанных с распространением рекламы кредитов, сбор может коснуться всех участников, занимающихся распространением интернет-рекламы, включая операторов рекламных систем и рекламных агентов, которые предоставляют услуги по размещению рекламы по поручению и в интересах рекламодателей. По мнению экспертов, в предлагаемых поправках понятие «рекламораспространитель» сформулировано слишком широко, а введение сбора вызовет рост цен на рекламу в интернете.

Согласно последней версии законопроекта «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона “О рекламе” (в части уточнения рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности)», распространители рекламы и рекламные агенты будут обязаны отчислять 3% с ежеквартальных доходов, полученных от предоставления услуг по распространению рекламы в интернете. При этом от уплаты сбора освобождаются федеральные теле- и радиоканалы, входящих в первый и второй мультиплексы, такие как «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Матч ТВ», СТС, ТНТ, «Спас» и другие. Средства от отчислений будут направлены на поддержку разработчиков программного обеспечения, включенного в реестр российского ПО, а также на обеспечение развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых определит правительство. Поправки не имеют единого срока вступления в силу: основные изменения вступят в силу 1 января 2025 года, а некоторые пункты — 1 марта и 1 апреля того же года.

История вопроса

Законопроект №600974–8 был представлен в Госдуму в апреле этого года и в июле прошел первое чтение. Изначально поправки касались только изменений в статью 28 закона «О рекламе», направленных на регулирование распространения рекламы кредитов. В пояснительной записке к проекту не упоминались ни введение сбора за распространение интернет-рекламы, ни его цели.

Впервые о появлении нового сбора заговорили в начале октября. В проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы оговаривалась возможность дополнительного финансирования национальных проектов. В частности, из документа следовало, что по решению правительства дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на реализацию проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в случае принятия решений об увеличении ставки обязательного отчисления (неналоговый платеж) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, а также введения сбора за «распространение рекламы и услуг продвижения» в интернете.

13 ноября возможное появление нового сбора в своем Telegram-канале подтвердил зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.

На самом деле, мы с коллегами обсуждаем 3%. И да, целевое назначение этого сбора — реализация нацпроекта «Экономика данных» в части модернизации инфраструктуры Рунета и поддержания бесперебойной работы его важнейших узлов и сервисов.

Антон Горелкин

Кроме того, депутат написал, что в Думе обсуждают целесообразность увеличения резерва универсального обслуживания операторов связи и взимания платы с тех коммерческих структур, которые создают ощутимую нагрузку на портал «Госуслуг».

Мнение экспертов

По мнению советника юридической фирмы Orchards Анастасии Сивицкой, под определение «рекламораспространитель» попадают не только интернет-издания, но и все владельцы сайтов, на которых размещается реклама. Эксперт отмечает, что, если новые отчисления будут утверждены, все владельцы интернет-ресурсов, которые размещают рекламу и получают от нее доход, будут обязаны платить этот сбор.

Текст поправок таков, что каждый рекламораспространитель в интернете будет обязан платить 3% с доходов от рекламы, подтверждает партнер юрфирмы Comply Максим Али. Это касается не только крупных рекламных сетей, таких как «Яндекс» и VK, но и всего рынка, включая СМИ и Telegram-блогеров. Эксперт отмечает, что государство уже имеет механизм контроля — маркировку рекламы.

Руководитель налоговой практики юридической компании ЭБР Игорь Грибков полагает, что в случае одного показа конкретной рекламы и рекламная площадка, и агент будут обязаны заплатить по 3% с полученных ими денежных средств.

Если сбор будет взиматься последовательно с каждого участника рекламной цепочки, рекламораспространители, возможно, постараются оптимизировать свои расходы, например, привлекая тех игроков, которые будут освобождены от уплаты сбора, рассуждает она, предполагает сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач.

Новый сбор создаст дополнительную нагрузку на рекламные платформы, утверждает директор по закупкам рекламы Centra Степан Геворкян: «Это вызовет рост цен на интернет-рекламу, поскольку издержки нужно будет учесть в прайс-листах».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
10.12.2025
Редакция ADPASS
24.11.2025
Редакция ADPASS
12.11.2025
Отец интернета: веб умирает как рекламная платформа

Тим Бернерс-Ли изобрел веб 35 лет назад, создав язык разметки HTML и протокол передачи данных HTTP, а в 2004 году получил за это рыцарский титул от британской королевы Елизаветы II. Сегодня он уверен: его детище переживает кризис, который ставит под угрозу всю отрасль цифровой рекламы. В беседе с The Verge «отец интернета» описал уже наступающее будущее, в котором новые данные не попадают в открытый веб, ИИ-агенты убивают рекламную модель сайтов, а пользователи кардинально меняют привычки на фоне новой браузерной войны. Для маркетологов это фундаментальный сдвиг: к моменту, когда ИИ-агенты окончательно заменят пользователей на сайтах, цифровая реклама должна успеть перестроиться с таргетирования людей на переговоры с машинами.