17.09.2024, 16:27

Премиум-бренды прощаются с маркетплейсами

По итогам восьми месяцев 2024 года средний чек e-com в России снизился на 6%. Сокращение продолжается уже три года. При этом средняя стоимость покупки в специализированных интернет-магазинах, оказалась в три раза выше, чем на маркетплейсах. Одновременно часть брендов сокращает свое присутствие на крупных торговых площадках или вообще отказывается от их услуг в пользу нишевых платформ или собственных интернет-магазинов. Свои действия компании объясняют тем, что маркетплейсы заполнены дешевыми товарами, и премиум-брендам там делать нечего.

Средний чек в российском e-com сокращается третий год подряд. В этом году его сумма составила 1,4 тыс. рублей, что на 6% меньше, чем в 2023 году и на 20%, чем в 2022-м, пишет «Коммерсант», ссылаясь на совместное исследование агентств Go Mobile и «МТС Ads». Причиной снижения стали маркетплейсы. По данным аналитиков, в период с января по июнь 2024 года россияне потратили на таких площадках 5,2 трлн рублей, что составило 50% от общего оборота отечественной электронной коммерции. При этом средний чек в специализированных интернет-магазинах в два раза выше чем на маркетплейсах. Выводы исследования подтверждаются данными Т-Банка. Как рассказал изданию директор T-Bank eCommerce Илья Кретов, в первой половине 2024 года средняя стоимость покупки на маркетплейсе составила 1,9 тыс. рублей, а в нишевом или профильном интернет-магазине — 6,9 тыс.

В ответ на просьбу издания прокомментировать результаты исследования Go Mobile и «МТС Ads», в Wildberries сообщили, что средняя цена купленного на платформа товара за январь-август 2024 года выросла на 4,5% год к году, что ниже инфляции, которая, по данным ЦБ, в августе составила 9,05%. Информацией о среднем чеке представители маркетплейса не поделились.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, снижение средней стоимости покупки проблемы не представляет. В качестве примера, эксперт привел ситуацию на рынке продуктов питания. По его словам, в январе-июле 2024 года в этом сегменте средний чек сократился на 21,4% года к году, до 846 рублей. При этом по натуральным продажам продукты обогнали цифровую и бытовую технику, одежду и обувь, товары для дома, что, по его мнению, объясняется ростом частоты заказов продтоваров.

Выводы аналитиков Go Mobile и «МТС Ads» о том, что покупатели все чаще покупают дорогостоящие товары в специализированных интернет-магазинах, а не на маркетплейсах, подтверждает гендиректор «Глории Джинс» Максим Басов. Как рассказал топ-менеджер, в течение двух-трех лет 75–80% товаров ритейлер планирует реализовывать через свой интернет-магазин. По словам гендиректора Baon Ильи Ярошенко, полная коллекция одежного бренда сейчас представлена на собственной онлайн-площадке и нишевом маркетплейсе Lamoda.

О планах сокращения присутствия на крупных маркетплейсах также сообщила президент Finn Flare Ксения Рясова. По ее словам, «Finn Flare выходит на более премиальное позиционирование, а продажи на маркетплейсах — явно не про это». Следствием изменений станет то, что компания продолжит сотрудничать только с одним крупным маркетплейсом, где будет реализовывать стоки. При этом сотрудничество с Lamoda Finn Flare планирует продолжить.

Бренды пересматривают подход к работе с маркетплейсами, констатирует гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, часть нишевых марок избегает присутствия на таких площадках, а премиум — ограничивают работу. В качестве компромисса некоторые бренды выпускают специально для маркетплейсов базовые коллекции, отличающиеся от основного ассортимента. Но полный отказ крупных брендов от работы с крупными площадками эксперт считает невозможным.

Офлайн-ритейл также недоволен маркетплейсами. В мае 2024 года Союз торгцентров России (СТЦ) направил письмо в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, а также Федеральную налоговую службу (ФНС) и правительство РФ с просьбой предоставить меры поддержки для традиционных торговых розничных сетей. В обращении речь шла о снижении для офлайн-ритейла ставки налога на имущество, введении особого налогового режима, привлечении самозанятых и льготной ставке НДС или его отмены.

В обосновании своих предложений СТЦ указал, что маркетплейсы по сравнению с офлайн-ритейлерами имеют ряд преференций, из-за чего последние испытывают «конкурентное давление». Например, маркетплейсы не несут ответственности за продажу контрафакта и перекладывают ее на селлеров, а то время как традиционные ритейлеры за такие же действия получают штрафы. Также в письме отмечалось, что маркетплейсы могут избежать некоторых налоговых обязательств в виде НДС и налога на прибыль от продаж.

Комментируя обращение СТЦ, генеральный директор сети «Стокманн» Геннадий Левкин заявил, что маркетплейсы фактически стали филиалом рынка «Садовод», где продается много контрафактной и несертифицированной продукции. А президент Baon Илья Ярошенко добавил, что большая доля селлеров на маркетплейсах не платит НДС, тем самым давая преимущество перед офлайн-ритейлерами.

При этом сами торговые центры хотят получить свою долю с онлайн-продаж офлайн-ритейлеров. Дело в том, что стоимость аренда магазинов в ТЦ зачастую зависит от их оборота. Свои аппетиты арендодатели объясняют тем, что ритейлеры отдают полученные через интернет заказы в розничных точках. В СТЦ признали существование проблемы, но заявили, что большинство собственников площадок так не делают.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Manao
Позавчера
Lava
13.09.2024