Начать блог решили с истории, потому что начинать нужно с начала.
История компании началась более 20 лет назад в далеком
2004-м году. На тот момент существовала небольшая, но очень толковая IT-компания Qlikworld, владевшая мультиязычным бизнес-справочником по предприятиям 3klik.ru. Проект представлял собой каталог компаний с очень удобной, по-немецки четко разработанной платформой, позволяющей автоматизированно разворачивать сотни отдельных каталогов с удобным администрированием всего этого дела. Разработчики продвигали 3klik в разных странах по типу франшизы,
то есть находился местный партнер, который работал по определенной технологии. Благодаря одному хорошему человеку проект попал в Россию. Дела не сразу, но пошли в гору.
Клиенты получали трафик через поисковые системы не только по нужным ключевым
словам, но еще и по названиям своих конкурентов, и это давало высокие
показатели от CTR
до конверсий.
В то время мир увидел будущее за RSS-feed’ами, немцы разработали NewsReader. Это был оригинальный
проект с целым набором возможностей: пользователь получал одну из лучших в мире
на тот момент RSS-читалку
с установкой на компьютер (основой был Google Reader). А у порталов появлялась
возможность наращивать ядро аудитории, бесплатно распространяя программу «как бы от себя», полностью брендированную. Встроенный в программу браузер позволял не просто кастомизировать ее по дизайну, а буквально перенести сайт владельца на компьютер пользователя. Так сообщества могли быть ближе к участникам, а мы,
предоставляя все это всем бесплатно, получали взамен прямой канал связи со всеми пользователями для трансляций рекламных сообщений (даже нашли статью на Хабр).
3klik развивался, ридером пользовались большая часть СМИ, порталов, половина футбольных клубов РФПЛ (ныне РПЛ), только «Одноклассники.ру» сделали несколько сотен тысяч установок. Все бы, может, и шло хорошо, но…
Каталоги впали в немилость «Яндекса», а сетка из каталогов, даже уникальных до каждой буквы и содержащих абсолютно разные компании, была пущена под нож буквально за сутки. На конференции «Яндекса» один из высших его руководителей, покопавшись в своем ноутбуке, на вопрос присутствия наших каталогов в поиске очень вежливо ответил: «Ребят, не сегодня».
Начало 2009-го. «Гугла» нет, в «Яндексе» нас больше нет, а «Рамблер» как независимый поисковик внедрил поиск «Яндекса», и больше его нет. Мир остыл к RSS так же быстро, как нагрелся. Все рухнуло. Но за какое-то время до этого немцы запустили проект DynaAds. Как всегда, с оригинальной идеей: создавать целые разделы на порталах крупных СМИ, администрируя их через систему, проработанную под SEO, что невозможно сделать через стандартные системы управления СМИ — их приоритет в другом. Подход немцев был, как всегда, прагматичен: сделать рекламную страницу, по сути дорвей, и за счет технической мощи сайта и известности бренда получить высокую позицию в «Гугле». А в случае возможного бана основной папки просто заменить ее на новую, скопировав контент. Не будем строго судить их за это, все же 2009-й год позволял такие вещи.
Вскоре стало понятно, что этот подход бесперспективен. Но немцы, работая с крупнейшими СМИ у себя, продолжили свои попытки. В итоге такой компании больше нет. А мы поняли, что надо дать то, что поисковики пытаются найти — вкладываться в контент. Тогда это еще не было мейнстримом, в том числе со стороны поисковиков, поэтому решение не было на поверхности. Но оно все же было очевидно. И мы решили выпускать полезный контент, в котором реклама была органична, статична, никому не мешала и соответствовала контексту. То есть даже реклама была полезна!
Пока RSS-reader на остатке горючего позволял сохранять жизнь и здоровье после пропажи 3klik, мы успели реализовать с тогда еще существовавшим порталом «Трибуна.ру» пилотный проект. Выпустили несколько наборов статей в разных темах. SEO — дело небыстрое, но примерно через год стало понятно, что все работает. Контента и так было не очень много, сами СМИ ничего такого плана не выпускали, в SEO применялись другие методы и тратиться на новые никто не хотел, а поисковики получали нужный контент. Даже на относительно слабой «Трибуне» статьи стали выходить в топ поисковиков по сильным ключам. А контекстное размещение давало просто нереальный CTR — он доходил до 60%. Так в 2011-м году была юридически оформлена ныне работающая компания BeneQuire. Мы стали продавать это на рынке.
Тут стоит отметить стандартный парадокс нашей жизни: при наличии примеров, крутых запросов, показателей CTR и даже конверсий, доверительных клиентов и стоимости одной статьи 2 300 рублей это никто не хотел покупать. Иногда нам даже говорили, что это полная глупость и никогда не будет работать, а после слов «контент-маркетинг» спрашивали: «Шта?». Но некоторые все же пробовали. По мере накопления контента, примеров, клиентов ситуация стала меняться. А уж когда в нас поверила «КП.ру»… С мощью такого сайта при наличии достойного контента страницы чаще всего взлетали даже по однословным высокочастотникам и почти по всем запросам внутри этой группы буквально за несколько месяцев.
Прошло около семи лет, прежде чем «Гугл» официально огласил, что теперь во главе стоит качественный контент. Почему-то это стало для большинства сюрпризом. Многие, вдохновленные успехами некоторых порталов, тоже начали вкладываться в контент и главное — оптимизировать его под поисковики. Да и сам контент-маркетинг из малопонятного слова превратился в обязательный инструмент. Контент-маркетинг стали делать все. Борьба за посетителя усилилась в сотни раз, а поисковики взяли курс на выдавливание большинства порталов в выдаче даже по коммерческим запросам, не говоря уже об информационных. Большинство мест они отдавали либо гигантским маркетплейсам, либо лидирующим коммерческим сайтам (ныне отсутствие раздела «Статьи» чуть ли не моветон — у всех полезный контент), либо справочникам в том или ином виде (да-да, именно таким, как 3klik, которые в 2009-м году «Яндекс» убрал из поиска), либо вообще своим собственным сервисам. Независимым порталам по большому счету осталось всего несколько мест. Их между собой делят топовые порталы. В отдельных случаях возможны вариации, но в целом это так, если на портале есть соответствующий контент. Сам контент стал значительно дороже, выпускать статей теперь нужно больше, а аудитории они собирают меньше.
Стало понятно, что нужны новые решения. Да и новость о том, что государство дает рекламному бизнесу уникальную возможность отработать свои навыки в передаче полных данных о рекламной кампании в госреестр, поставила нас в безвыходное положение. Потому что уж под эти требования, да еще и с учетом повальных санкций, доработка DynaAds была невозможна. Так в 2022-м году мы приступили к разработке отечественной системы размещения рекламы. В 2023-м появился AdPoint, сочетающий в себе преимущества автоматизации программатика и работу в поисковом инфополе. Проще говоря, инструмент, позволяющий выходить на аудиторию поисковых систем через топовые порталы интернета.