Маркетплейсам запретят давать скидки без согласия продавцов
Министерство экономического развития хочет запретить маркетплейсам устраивать распродажи за счет продавцов. Сейчас маркетплейсы без согласия селлера могут в рамках акций снизить цену на его товар. А если селлер отказывается участвовать в стимулирующем мероприятии торговой площадки и снижать цену, то ему могут просто поднять комиссию за обслуживание. Это согласуется с офертой платформ и позволяет площадкам сохранить прибыль, но лишает продавцов части заработка. В министерстве нашли такой подход несправедливым и предложили внести в готовящийся закон о платформенной экономике пункт, обязывающий маркетплейсы согласовывать с селлером любое изменение скидок и наценок.
Министерство экономического развития предложило убрать правило молчаливого согласия продавца на изменение цен на маркетплейсах. В новой версии законопроекта о платформенной экономике, с которой ознакомились «Ведомости», министерство утверждает, что согласие не может быть выражено молчанием или бездействием. Это означает, что любые изменения цен, такие как скидки или наценки, должны обсуждаться с продавцом, который обязан официально подтвердить свое согласие. Документ был отправлен в правительство 16 октября по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Актуальная версия законопроекта включает шесть глав. Две из них содержат общие положения и порядок вступления закона в силу, а остальные четыре посвящены правилам взаимодействия операторов цифровых платформ с партнерами (исполнителями), особенностям работы партнеров, логистической инфраструктуре платформ и государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики.
В документе говорится, что его цель — создание безопасной и предсказуемой цифровой среды доверия на посреднических платформах. Это должно способствовать улучшению доступности товаров и услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции. Как и в предыдущих версиях, Минэк определяет такие платформы как электронные площадки, сервисы для размещения объявлений, приложения для обмена сообщениями, социальные сети и другие информационные ресурсы, предусмотренные законодательством, за исключением финансовых и банковских ресурсов, а также государственных платформ.
У регулируемых платформ есть три ключевых признака:
на платформе размещаются предложения о продаже товаров и оказании услуг, а также осуществляется размещение заказов;
платформа обеспечивается возможность заключения сделок;
на платформе производится оплата за товары или услуги.
Кроме того, министерство внесло несколько точечных правок. Убрано требование пересматривать договоры с партнерами-исполнителями не реже чем раз в три месяца. Также в актуальной версии отсутствует требование о необходимости организации платформой системы досудебного рассмотрения жалоб.
Министерство добавило в законопроект пункт, согласно которому операторы цифровых платформ обязаны направлять в уполномоченные ведомства правительства «отчеты о функционировании посреднической цифровой платформы» в соответствии с законом. Содержание отчета, его форму и сроки предоставления будет определять правительство.
Среди других изменений предложено обязать площадки проверять публично доступные сведения о партнере-продавце и его товарах. В прежних версиях уже указывалось, что маркетплейсы не несут ответственности за нарушения прав на интеллектуальную собственность в определенных случаях, например, если оператор не знал о нарушении и принял необходимые меры для его прекращения. Этот пункт остался в доработанной версии.
Еще в документ добавлено требование помечать товары от иностранных партнеров. В министерстве считают, что это необходимо для того, чтобы избежать смешивания таких товаров с карточками продуктов и услуг от российских производителей.
Предложение о выделении товаров от иностранных партнеров происходит на фоне другой инициативы российских властей. На прошлой неделе Минфин РФ выступил с инициативой изменить способ исчисления ввозной пошлины для товаров, стоимость которых превышает текущий порог в €200. В настоящее время импортеры платят 15% от суммы, превышающей эту цену. В будущем предлагается ввести расчет от полной стоимости товара с размером пошлины в 5%. Нововведение затронет покупки товаров, доставляемых из-за рубежа, на маркетплейсах, таких как Ozon Global, AliExpress и «Яндекс Маркет». Например, если товар стоит €210, в настоящее время пошлина составит всего €1,5 (15% от €10). По предлагаемым Минфином правилам она увеличится до €10,5 евро (5% от полной стоимости в €210).
Запрет на «молчаливое согласие» — это важная норма, защищающая предпринимателей от злоупотреблений со стороны маркетплейсов и агрегаторов, считает Антонина Левашенко, руководитель Центра ОЭСР Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Она приводит пример, как Wildberries использовал эту практику: если продавец отказывался снижать цену на товар, маркетплейс увеличивал размер комиссии в соответствии с офертой. Также эксперт отметила, что требование помечать иностранные товары может привести к рискам дискредитации. Антонина Левашенко напоминает, что ранее обсуждалась идея, согласно которой маркетплейсы должны сначала показывать российские товары в поисковой выдаче, а затем иностранные. По ее мнению, такая мера может привести к «перекосу конкуренции».
Дополнение Минэка разумно, считает Надия Гореславская, партнер и руководитель практики антимонопольного и конкурентного права юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры». Эксперт ссылается на статью 157.1 Гражданского кодекса, согласно которой, молчание не считается согласием на сделку. Она отмечает, что хотя требование о снижении цены касается потребителя, такое дополнение должно предотвратить самовольное снижение цен оператором платформы без прямого согласия продавца. Требование разграничивать российских и иностранных поставщиков связано с желанием владельцев платформ лучше информировать потребителей о происхождении товара, считает Надия Гореславская. Это особенно актуально на фоне роста продаж контрафакта и беспокойства добросовестных поставщиков. Но если существует единое экономическое пространство ЕАЭС, задается вопросом юрист, то почему разграничиваются именно иностранные и российские продукты, а не товары из стран ЕАЭС и других иностранных государств.