24.11.2023, 10:44

Крадущийся Alibaba, затаившийся Amazon: какими данными рискуют интернет-шопоголики

Мобильные приложения без зазрения совести делятся персональными данными своих пользователей с третьими лицами, выяснили в американской компании Atlas VPN. Крупнейшие интернет-магазины eBay и Amazon собирают 25-28 типов данных, включая личные, финансовые и данные о местоположении покупателей. Три из четырех приложений передают третьей стороне адреса, телефоны, номера банковских карт, данные о расовой принадлежности, сексуальной ориентации и кредитном рейтинге пользователей.

Что такое Atlas VPN

Компания AtlasVPN основана в 2019 году в США. Предоставляет бесплатный VPN-сервис (зашифрованное соединение между пользователем и сервером, недоступное вне этой сети). У компании более 6 млн пользователей по всему миру. В 2021 году Atlas VPN стала частью компании Nord Security — лидера в предоставлении решений в области цифровой безопасности и конфиденциальности.

Команда AtlasVPN проанализировала 60 самых популярных программ из раздела «Покупки» в магазине приложений Google Play. Исследователи сгруппировали мобильные приложения по количеству типов данных пользователей, которые эти программы собирают.

Любопытный eBay

Согласно исследованию, больше всего пользовательских данных собирают приложения eBay и Amazon Shopping. Так, eBay аккумулирует 28 типов различных данных, а Amazon — 25, включая личные, финансовые данные и данные о местоположении.

В середине рейтинга находится приложение китайского маркетплейса Alibaba.com, собирающее 20 типов данных пользователей. Гораздо меньше данных, всего 18 типов, аккумулируют приложения Nike, британского онлайн-магазина одежды и косметики ASOS и одежного бренда H&M. Это на 56% меньше, чем у лидеров рейтинга.

Только одно из 60 проанализированных приложений – мобильный клиент сети супермаркетов Kohl’s, не собирает никаких пользовательских данных.

Какие данные собирают приложения для Android

Данные пользователей, которые могут собирать приложения для Android, разбиты на 14 категорий и 38 типов. Полный список категорий и типов, можно найти в справочном центре Google Play.Так, категория «Местоположение» включает в себя два типа данных – «Приблизительное местоположение» и «Точное местоположение», категория «Личная информация» – «Имя», «Адрес электронной почты», «Адрес» (доставки), «Номер телефона», «Расовая и этническая принадлежность», «Политические или религиозные убеждения», «Сексуальная ориентация» и так далее.

Создатели мобильных приложений фактически диктуют своим пользователям правила использования их персональных данных: условием эксплуатации любой подобной программы является добровольное согласие на передачу и обработку информации.

3 из 4 приложений передают данные

Шоппинг-приложения часто не ограничиваются простым сбором данных и передают информацию третьим лицам. При этом потребитель чаще всего не понимает, какие из его данных попадают к тем, с кем он не планировал делиться информацией о себе.

По оценке AtlasVPN, из 60 исследованных приложений 75% передают собранные данные своим партнерам. 58% приложений передают третьим лицам личную информацию о пользователе, а 52% – идентификаторы устройства или другие уникальные идентификаторы, например, уникальный номер мобильного устройства IMEI. Вся эта информация может быть затем использована в маркетинговых целях, например, для таргетированного показа рекламы.

37% мобильных приложений раскрывают финансовую информацию пользователей – платежные данные, историю покупок, кредитный рейтинг и другие данные. 28% подобных программ сообщают партнерам точное местоположение пользователя.

Вместе с тем угрозу конфиденциальности представляют не все данные, которые собирают мобильные приложения, отмечают в AtlasVPN. Например, к чувствительной не относятся информация из категорий об активности (активизация, время и стабильность работы приложения), информации о приложении и его производительности, которые передают 52% и 38% программ.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
26.04.2024
Rambler&Co
05.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?